ОПАСНЫЙ ЗАЩИТНИК

Жителям таежного села надоело бояться своего участкового

Уже почти два месяца прошло после опубликования в нашей газете материала «Поставил на колени» («Труд-7» от 76.04.2003). Но страсти в селе Атирка Тарского района до сих пор не утихают. Напомним суть истории. Выпускник здешней школы Володя Олейник заглянул к товарищам на праздничный вечер. В бесшабашной атмосфере гулянья подросток положил на учительский стул две кнопки. На следующее утро на них села преподаватель химии и биологии.

Оскорбленная женщина провела расследование, выяснила имя обидчика и пожаловалась на него мужу — местному участковому инспектору Валентину Курсевичу. Парень прилюдно извинился перед учительницей, но милиционеру этого показалось мало. Он решил, что виновный должен просить прощения, стоя на коленях перед всем классом. На колени Володю участковому удалось поставить только с третьей попытки, после избиений и других унижений прямо здесь же, в школе.

После публикации материала редакция получила немало писем, причем содержания прямо противоположного. Стоит отметить, что на сторону участкового встали в основном читатели-горожане. Например, пенсионерка Антоновская написала: «Сегодня стало нормой, когда муж жену бьет. А тут защищает». И добавила: «Мне никогда не забыть разнос, который нам с братом и сестрой в юности устроила мама за неуважение к учителю. За то, что дома в разговоре, шутя, назвали преподавателя физики — «этот Пифагор». Или вот строчки из письма участника Великой Отечественной войны Я. А. Сутина: «Мой отец был малограмотным. Несмотря на это, он меня с детства учил «Никому не уступай дорогу и бей обидчика первым. Но всегда остановись перед священником, учителем и женщиной». Поступок подростка ветеран назвал двойной подлостью, потому что оскорбил он учителя-женщину.

А вот у жителей Атирки совсем другое мнение. Конечно же, учительница, которой подложили кнопки на стул, испытала сильнейшее унижение. И это понятно каждому. Поступок подростка не одобряет никто. Тем не менее, сельчане направили в разные инстанции, вплоть до губернатора, коллективное послание с требованием избавить село от участкового инспектора. Под письмом поставили свои подписи ни много ни мало — 112 человек. Аналогичное обращение было опубликовано в районной газете «Тарское Прииртышье». Через некоторое время на статью «Поставил на колени» отреагировало руководство областного УВД. В ответе сообщалось, что изложенные факты признаны обоснованными в части, касающейся унижения личного достоинства несовершеннолетнего Олейника. За совершение данного проступка майор милиции Курсевич был привлечен к мерам общественного воздействия. Кроме того, он предупрежден о неполном служебном соответствии.

Остается только гадать, что подразумевается под «мерами общественного воздействия». Видимо, товарищи по работе объяснили майору, что так поступать нехорошо. Но, полагаю, сам он до сих пор уверен в обратном. А именно в том, что ответил адекватно. Его жену унизили, и участковый заставил обидчика пережить еще более сильное унижение. Пусть и совершив при этом — должностной проступок. Око за око. Интересно, остался бы майор столь непоколебим в своей правоте, если бы вместо туманных мер общественного воздействия его самого силой поставили на колени и заставили перед лицом всего класса просить прощения за противоправные действия, унижающие достоинство подростка? Или чужое достоинство — совсем не то, что достоинство жены и собственное?

Впрочем, вряд ли участковый размышлял над этим абстрактным вопросом — у него других забот хватало. Например, надо было поработать с семьей Володи Олейника, чтобы та забрала заявление из прокуратуры. В местную редакцию пришло еще одно письмо из Атирки — от ученицы Зои Безносенко. Зоя пишет, что майор схватил ее за горло, пнул и сказал, что все ученики 9-го класса теперь у него в черном списке и будут отвечать за то, что отказались от своего классного руководителя. (Супругу Курсевича по общему требованию школьников лишили классного руководства.)

Нет, все-таки не из-за случайного нервного срыва участкового ополчилась на него вся Атирка. История с Володей Олейником стала лишь последней каплей, о чем сельчане и пишут во все инстанции. «В нашем селе люди запуганы. Где гарантия, что в следующий раз не дойдет до смертельного исхода?» Деревня боится своего защитника — разве это нормально?

Обстановка в Атирке накалена и сегодня. Прокуратура Тарского района вот уже два месяца не может принять решение, возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении? Все это время мы безуспешно пытались выяснить точку зрения прокурорских работников. Ответы получали разные: то погодные условия не те — и с паромом в Ашрку проблема, то прокурор в отпуске, то все материалы затребованы в областную прокуратуру.

Понятно, что история не вписывается целиком в рамки Уголовно-процессуального кодекса, но, похоже, замять скандал возможности нет, ибо случился он при большом стечении народа, преимущественно юного, и вызвал в деревенском общественном мнении сильнейший резонанс. По существу, встал вопрос о доверии людей к блюстителю закона, а если шире — к самой власти. Ведь многие сельчане уверены, что всемогущего участкового просто прикрывают наверху. И пока никто их не убедил, что это не так.