Есть темы вечные: в литературе — любовь, отцы и дети, война и мир… А в журналистке — жилкомхоз. Ну, ничего невозможно поделать с этим монстром. Все попытки провести реформы сверху отскакивают от коммунальщиков как от стенки горох. Все усилия простых граждан хоть немного приблизить систему жилищного обслуживания к своим нуждам блокируются намертво. Даже если гражданам удается объединиться и сорганизоваться для защиты своих жизненно важных интересов, что, заметим, случается нечасто.
Жителям пригородного поселка Горячий Ключ, к примеру, объединиться и сорганизоваться удалось. И на протяжении многих месяцев они ведут тяжелую борьбу с муниципальными властями за право платить за коммунальные услуги столько, сколько они стоят и тому, кто их реально оказывает. Ведь именно в этом заключается суть провозглашенной в стране реформы ЖКХ.
Последние сводки с «линии фронта»: в течение предыдущего месяца поселок 6 раз отключался от холодной воды. Последний раз это произошло 30 мая. Колонок, колодцев на его территории нет. В периоды отключений у местного населения (2,5 тысячи человек) нет никакого способа добывания живительной влаги. Люди не могут помыться, утолить жажду, приготовить еду, постирать и справить другие нужды, которые относятся даже не к правам человека, а к его элементарным потребностям.
Вместе с местными жителями точно так же бедствует базирующийся в поселке завод по производству металлоконструкций. При отключениях он попросту останавливается. Между прочим это предприятие на котором работают более 800 человек — предмет гордости Омской области. Запущено оно год назад, а на днях отметило выпуск 10-тысячной тонны продукции. По такому торжественному случаю в Горячий Ключ прибыл губернатор Леонид Полежаев. Произнесено было много торжественных речей, а через 3 дня завод в очередной раз остановился.
Воду отключил «Водоканал». Причем как местные жители, так и принадлежащий НПО «Мостовик» завод металлоконструкций своевременно рассчитываются за получаемую влагу. Претензий к ним водоснабженцы не имеют. Зато Омский район в целом задолжал 35 миллионов рублей.
И как вы думаете, «Водоканал» решает проблему неплатежей? Правильно, с помощью задвижки. Но ведь труба-то проложена одна на всех. И перекрыть «кислород» скажем, одним дружинцам, которые давно уже числятся в списке злостных должников, никак нельзя. Нужно за компанию отрубить и Горячий Ключ.
Идиотизм полный. И в этом весь наш ЖКХ. С менталитетом его руководителей, технической оснащенностью отношением к людям. Ну, работай ты с должниками, выбивай деньги, подавай в суд, описывай имущество и так далее. На каком основании прекращается оказание услуг тем, кто за них исправно платит? В конце концов это просто незаконно — взять деньги и закрыть заслонку. Да, хоть развози воду в бочках к каждому подъезду в таком случае.
Нет гораздо проще взять в заложники тысячи людей, как бы объявив подобным образом ультиматум районным властям: дескать, гоните денежки, а то народ засохнет. Народ засыхает, завод металлоконструкций останавливается, а руководство «Мостовика» срочно берет на себя функцию посредника в переговорах между «Водоканалом» и районной администрацией.
Последнее отключение было в минувшую пятницу. С утра в субботу главный инженер НПО Вячеслав Двораковский пребывал в поисках двух глав — районного самоуправления (Николай Гуща) и администрации Дружино (Юрий Норенко). Безуспешно. То ли начальники где-то проводили уик-энд, то ли просто прятались от неприятных вопросов.
А завод тем временем стоял. А люди сидели без воды. Без вины виноватые. В очередной раз горячеключенцы получили возможность убедиться, что деньги за коммунальные услуги они платят в некую «черную дыру». Неизвестно за что, неизвестно по каким нормам. Собственно против этого они уже и воюют два года, добиваясь передачи поселка с баланса района в доверительное управление «Мостовику» который и оказывает сегодня жилкомуслуги населению. Причем, услуги то он оказывает, а деньги за них идут в общерайонный котел. Местные власти и «Мостовику» задолжали более 15 миллионов рублей. Такая вот картина.
Все ветви федеральной власти в курсе событий, происходящих в Горячем Ключе. Местное население получило поддержку от администрации президента страны. Губернатор Л. Полежаев еще в прошлом году одобрил идею. Причем по неофициальной информации, недавно он одобрил ее повторно.
А реформа ЖКХ в отдельно взятом поселке — ни с места. Решить вопрос о доверительном управлении по закону может только один человек — глава Омского района Николай Гуща. Однако Николай Иванович медлит. В принципе, понятно, почему: не хочется терять живые деньги. Но при чем тут жители Горячего Ключа»? И почему они должны оплачивать из своего кармана по среднепотолочным тарифам всеобщую бесхозяйственность?
Регулярное отключение воды переполнило чашу терпения горячеключенцев. И наряду с уже традиционными методами борьбы за свои человеческие права (петиция в Москву, повествующая о постигшей поселок «засухе») они решили прибегнуть к более радикальному средству. А именно: приступили к созданию инициативной группы по проведению референдума — об отставке районного главы.
Кстати, такие же группы возникли еще в двух районах — Саргатском и Нововаршавском. Но там недовольство людей местной властью вызвано иными причинами. Такой остроты жилищно-коммунальных проблем, как в Омском районе, похоже, нигде больше не наблюдается.
И вряд ли у инициативной группы возникнут трудности со сбором необходимого числа подписей. По новому закону о референдуме, который областные депутаты на днях приняли в первом чтении, должно быть собрано их пять процентов от общего числа избирателей. Соберут, можно не сомневаться. И результаты референдума, если до него дойдет дело, тоже предсказать несложно.