БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ПРИСТРОЮ К КДЦ "МАЯКОВСКИЙ"?

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ПРИСТРОЮ К КДЦ «МАЯКОВСКИЙ»?

По-разному можно любить свой город. Можно умиляться и грустить о старых покосившихся домишках, отживших свой век. А можно, напротив, восторгаться современными высотными зданиями, радуясь, что с каждым годом город растёт, становится краше, лучше

Можно каждую весну высаживать в садах и парках молодые деревца, обновляя зеленый наряд города, а можно, именуя себя патриотом города, затевать у подъезда сыр-бор из-за спиленного старого корявого тополя… И каждый, наверное, будет прав, доказывая, что его поступками движет исключительно любовь к родному городу. А как рассудить, кто больше печется о его благе? Сложно…

Вот и сейчас в Омске назрела довольно непростая ситуация Речь — о судьбе зеленого островка у КДЦ «Маяковский». Группа коренных омичей, заручившись поддержкой части местных архитекторов, решительно встала на защиту «мемориального» сквера, где когда-то находилось кладбище. По другую сторону «баррикад» оказались те, кто не находит ничего плохого в том, что спустя сто с лишним лет после его закрытия на этом месте вырастет культурно-досуговый комплекс — пристрой к нынешнему кинотеатру «Маяковский». Кто же тут прав, кто не прав? Не будем спешить «навешивать ярлыки». Попробуем вникнуть в «историю вопроса» и суть предлагаемых решений.

СПРАВКА

«С образованием новой Омской крепости на правом берегу Оми в 1773 году учрежден приход Соборно-Воскресенской церкви. Место приходскому кладбищу определили за эспланадой крепости, севернее Тарских ворот. Рядом с кладбищем к 1820 году выросли жилые поселки Кадыши и Бутырки. Потому кладбище и было закрыто для новых захоронений и упразднено Тобольской епархией.

По истечении срока консервации погоста, городская Дума и Омская консистория разрешили в 1897 году использование этой территории в хозяйственных нуждах. Елена Николаевна Санникова, жена акмолинского военного губернатора, попечительница и создательница Санниковского (Ольгинского) сиротского приюта, обратилась в Думу и Консисторию с прошением на организацию и открытие детского сада на территории бывшего Воскресенского кладбища. Прошение было удовлетворено. На территории кладбища располагались здания Духовной консистории Омско-Семипалатинской епархии, Архиерейское подворье -в 1895-1909 годах, детский сад — с 1897 по 1953 годы. Решение о постройке кинотеатра принял горсовет в 1953 году. В настоящее время на территории бывшего кладбища, кроме кинотеатра «Маяковский», расположены Омскпромстройбанк, облстаткомитет, финансовый техникум, областное управление здравоохранения и… три пивных заведения.

Историческую справку на основе архивных источников составил Иван Шихатов, член президиума Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, краевед».

Заговорили о судьбе сквера возле кинотеатра и использовании этого участка под новый пристрой не вчера и даже не полгода назад. В комиссию по градостроительству и землепользованию заявка от заказчика поступила еще в 2000 году, тогда же были получены положительные заключения от инспекции по охране памятников и комиссии по историко-культурному наследию. Затем начались обсуждения предлагаемых проектов застройки сквера на различных комиссиях и советах, в том числе градостроительном и архитектурном — при Омском отделении Союза архитекторов.

Большинство членов градостроительного совета сошлись во мнении: пристрой нужно вписать в этот объем очень корректно, а потому проектировщикам было предложено разработать вариант строительства нового здания «в развитие» нынешнего с северного фасада, причем с комплексом благо-устроительных работ на прилегающей территории. Проект такого пристроя и был вынесен на обсуждение на очередном заседании градостроительного совета с участием мэра Е. Белова.

По словам автора проекта В. Мальцева, основанием для детальной проработки этого задания послужило экспертное заключение комиссии по культурному наследию главного управления культуры обладминистрации, где в качестве рекомендации была отмечена необходимость проведения археологических изысканий в процессе земляных работ и перезахоронения останков (если таковые будут обнаружены). К тому же, как заметил Владимир Мальцев, судя по сохранившимся историко-архивным материалам, граница бывшего кладбища чуть-чуть заходила за северную стену кинотеатра, и может случиться так, что никаких захоронений на месте предполагаемого пристроя никто не потревожит.

К слову, о самом проекте. Он, конечно, впечатляет(эскизные материалы, выполненные с разных видовых точек, давали возможность представить это новое здание во всей его масштабности). «Маяковский», по замыслу архитектора и заказчика — Омского филиала ООО «Талирс», должен плавно перерасти в современный мультиплекс, рассчитанный на 4-5 залов, один из которых — на 700-800 мест. Пристрой планируется в нескольких уровнях (ненамного выше нынешнего здания). К примеру, в цокольном помещении будут располагаться подземная автостоянка и общественные туалеты, на первом этаже — вестибюль, гардероб, кассы, на втором — кафетерий, рестораны. А уже с третьего уровня зрители будут растекаться по зрительным залам (в пяти залах будет 2100 мест). Старый и новый кинотеатры будут сообщаться на первом этаже, а фасады пристроя предполагается выполнить в основном из светоотражающего стекла, поскольку зрительно он должен как бы замыкать всю площадь у кинотеатра.

Конечно, идея расширения давно популярного среди омичей (особенно среди юного поколения) кинотеатра выглядит привлекательно. Но не все горожане понимают и принимают ее. К примеру, яростный защитник «мемориального» сквера М. Хахаев, в прошлом главный архитектор области, а ныне председатель Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ссылаясь на федеральный закон 1996 года о запрете на застройку территорий бывших кладбищ, считает аморальным строительство кинозалов с кафе и ресторанами на месте бывшего некрополя. Как убеждал Михаил Захарович членов градостроительного совета, на этом участке не может быть ничего, кроме зеленых насаждений. А как же использование территории для хозяйственных нужд в прошлом и что в таком случае делать с уже выстроенными на месте кладбища зданиями и офисами? Тот же кинотеатр, строительство которого было завершено в 1957 году, занимает участок бывшего погоста. Строители, рывшие в шестидесятых тут котлован, вспоминают, как приходилось извлекать из земли человеческие останки и мешками вывозить их для захоронения на другие кладбища.

Печальный опыт есть. И если уж случится его повторить, то почему бы, предложил Евгений Белов, не подумать о том, чтобы прах строителей Омской крепости был достойно предан земле в мемориальном памятном месте, какое, например, планируется обустроить на Казачьем кладбище. Никто не спорит с тем, что надо уважать и чтить предков, но, наверное, это нужно делать цивилизованно, так, чтобы люди шли с цветами к мемориальному месту, а не балаганили «на костях» под зонтиками летних кафе и пивнушек.

Заместитель главного архитектора города А. Гаценко на градостроительном совете заметил, что никто из омичей уже не помнит и не воспринимает это место как кладбище, поскольку оно было закрыто и отпето сто с лишним лет назад, а значит, нужно думать, как обустроить участок с «видом на будущее», в частности с пуском метромоста. В любом случае, считают архитекторы, придется полностью реконструировать прилегающую к кинотеатру территорию. К примеру, давно назрел вопрос о переносе остановки общественного транспорта на улицу Красный путь, напротив библиотеки им Пушкина, и строительства там подземного перехода. Нужно обустраивать участок со стороны улицы Орджоникидзе. Да и сквером, конечно, необходимо заняться. Его уж точно сегодня никак мемориальным не назовешь…

Пока же градостроительный совет решил продолжить работу над проектом. Но означает ли это, что в истории о судьбе сквера поставлена последняя точка?