БЕЗ НАДЕЖДЫ НА СЧАСТЬЕ

БЕЗ НАДЕЖДЫ НА СЧАСТЬЕ

"Боюсь, что обреку своего ребенка на голодную жизнь", - говорит омская учительница, у которой зарплата полторы тысячи рублей

В омской общеобразовательной школе № 49, по словам заместителя директора по воспитательной части Ирины Леонидовны, около 80 процентов учителей -одинокие женщины.
На зарплату в 1600 рублей (ее получает учитель высшей категории) и одной-то прожить сложно, а ведь у многих еще и дети. Приходится подрабатывать: женщины ведут курсы в детских садах и клубах по месту жительства, берут дополнительные часы в школе, занимаются репетиторством, устраиваются нянями и даже техничками. Нередко бывает и такое, что от переутомления учителя падают в обморок прямо на уроках.

— Стыдно, но порой не хватает денег даже на проезд: идем несколько остановок пешком, — признается Ирина Леонидовна. — На то, что мы, взрослые, одеваемся хуже, чем наши ученики, уже не обращаем внимания. Насколько я знаю, банщики получают больше нас.
Напрашивается вопрос: если государство передает нам в руки будущее страны и так низко оценивает наш труд, какое будущее ждет Россию? Интересно, неужели этого не понимает правительство? Все эти респектабельные и довольные «дяденьки», которых мы изо дня в день видим на телеэкране.

Наталье Викторовне 32 года, девять из них она работает учителем начальных классов в школе № 49. В детстве она мечтала стать учителем и, когда пришло время определяться с будущей профессией, не раздумывая, подала документы в педагогический институт. В то время учителя не бедствовали, потому выпускница и не думала о возможных материальных проблемах.

Сегодня Наталья живет одна в общежитии, и квартиру вряд ли получит в ближайшие двадцать лет. Эта симпатичная молодая женщина уже не надеется устроить свою личную жизнь.

— Работа отнимает все свободное время, — рассказывает Наталья Викторовна. — Зарплаты в 1500 рублей едва хватает на самое необходимое, а ведь так хочется хорошо выглядеть и прилично одеться.

Крупную покупку — платье или костюм — Наталья может позволить себе раз в три месяца. Вкуса фруктов она уже не помнит. О приобретении хотя бы маленькой квартирки и речи нет. Чтобы как-то расплатиться с долгами, Наталья подрабатывала тамадой на чужих свадьбах. Летом, во время отпуска, она работает воспитателем в областном детском лагере «Орленок». Отдыхом это вряд ли назовешь.

— Несмотря на трудности, я никогда не рискну бросить школу и своих учеников, — признается Наталья Викторовна. — Я люблю свою работу и детей и, конечно, мечтаю о своем ребенке. Я готова даже родить «для себя» — если уж не судьба выйти замуж. Вот только боюсь, что обреку его на голодную жизнь. Я и одна-то кое-как выживаю.