ОФИЦИАЛЬНО «рекламные» поступления в городскую казну по линии департамента недвижимости занимают почетное третье место после доходов от аренды нежилых помещений и продажи земельных участков. Если на стадии освоения наружной рекламой городских просторов щиты приносили в бюджет более 6 миллионов рублей, то уже в прошлом году доходы по этой статье утроились. Виды на 2003-й еще более аппетитны — порядка 26 миллионов. Почему же, несмотря на очевидную доходность стремительно набирающего обороты рекламного рынка, городские власти предлагают рекламе притормозить? Ответ, по мнению директора департамента Константина Брылкина, прост — крупногабаритная реклама изжила себя.
— В свое время щиты в исторической части города в меру заполняли пространство и удовлетворяли спрос омичей. Но конструкции, появившиеся на свет в последние пару лет, — явный перебор. «Наружка» откровенно навязчива, порой загораживает архитектурные красоты и памятники культуры. Вывод напрашивается сам собой — долой из центра.
Впрочем, изменить предполагается и сам принцип размещения рекламных носителей. Если раньше предприниматели самостоятельно выбирали подходящий для установки щита участок и лишь потом обращались за разрешением в департамент, то отныне самые «вкусные» места в центре будут выставляться на тендер. Схемы размещения щитов на 18 городских улицах уже готовы, а значит, и первые торги не за горами.
Не обойдется и без неспортивных приемов: особо доходная реклама алкоголя и сигарет уступит место «социалке», а добрая половина щитов-великанов будет попросту демонтирована и выселена на городские задворки. На какую сумму департамент недвижимости предполагает расторгнуть договоры аренды,не афишируется.Тайной остается и предполагаемое количество щитов-переселенцев.
По мнению Анатолия Лунина, главного гос.архитектора по Омской области, в части организации уличной рекламы следует ориентироваться на столицу, где 18-квадратные металлические гиганты «украшают» в основном загородные магистрали, а в самом городе для «наружки» активно используются стены домов, строительные заборы и такой вид носителей, как электронные табло с бегущей строкой. Последние дороги, но идеальны с точки зрения городского благоустройства.
РЕКЛАМУ НА ЗАДВОРКИ
У РЕКЛАМИСТОВ, как водится. собственный взгляд на наболевшую проблему.
— До перенасыщенности рынка Омску еще далеко, — считает Сергей Нагорный, представитель одной из компаний, специализирующейся на наружной рекламе. — В Новосибирске или Красноярске уличных щитов в пять раз больше, зато такого беспредела в рекламном бизнесе нет нигде. Мало того, что с агентств, арендующий землю под конструкции, берут втридорога за всевозможные справки-бумажки, так еще и загоняют в угол, не продлевая договоры аренды и вообще не выдавая разрешений, на размещение банеров в центре. С предложениями заменить крупногабаритные носители щитами меньшего формата агентства выступали не раз. В ответ — ни да, ни нет.
Зато на расправу наши чиновники скорые: недавно одну из конструкций компании, установленную в районе Сибзавода на Красном Пути, демонтировали без всяких предупреждений и объяснений. В результате агентство в один день потеряло сумму, равную трехгодичной арендной плате за то место, где щит стоял несколько лет. Неудивительно, что с омичами отказываются сотрудничать столичные рекламисты, официальные представители крупных зарубежных агентств. Кому хочется рисковать?
Не в восторге от нововведений и предприниматели, делающие ставку на крупноформатную «наружку» в центре.
— Окраины нам не интересны, — делится Наталья Никитина,начальник отдела маркетинга одного из крупных омских предприятий. — Как только яркие напоминания о продукции исчезнут с основных магисгралей,ее популярность в народе упадет в разы. Придется переходить на более дорогую, в сравнении с уличной, телевизионную и газетную рекламу. Нет гарантии, что цены при этом не поползут вверх.
Впрочем, сколько бы ни «восставали» предприниматели против новой концепции размещения рекламы в Омске, документ предварительно утвержден и находится на подписании у мэра. Спорить о том, насколько резонна и своевременна нынешняя попытка упорядочения пресловутой «наружки» можно до хрипоты, при этом каждый из оппонстов будет по-своему прав. Так есть ли необходимость в столь деликатном вопросе действовать напролом, не считаясь с интересами друг друга?