В советское время такими событиями были съезды КПСС и пленумы ее Центрального Комитета, решения которых нам полагалось «претворять в жизнь».
В годы перестройки «знаковыми событиями» стали для нас съезды народных депутатов, с решениями которых мы связывали определенные надежды. Когда же реформы стали, как говорится, «необратимыми», мерой жизни общества, к сожалению, оказались всевозможные кризисы.
Первое президентское послание Владимира Путина прозвучало почти год назад в обстановке некоей эйфории в обществе после, избрания молодого дееспособного президента. Глава государства мог предлагать свою программу и, по сути, не был связан ответственностью за деятельность своего предшественника. Нынешнее же послание президента — это в какой-то степени и отчет за первый год его нахождения у власти.
Некоторые склонны считать прошедший год чуть ли не потерянным для страны. Укрепление вертикали власти, мол, шло не такими темпами, как следовало бы, развернутой программы экономических реформ представлено не было. Стабильный экономический рост в 2000 году они же объясняют исключительно благоприятной для России конъюнктурой .на мировом рынке.
Действительно ли президент сделал не все для него возможное в ушедшем году? Для ответа на этот вопрос вспомним ситуацию в стране на тот момент, когда Путин заступил на свой пост. Управляемость страной была явно не на высоком уровне. Авторитет федеральной власти по понятным причинам был низок. Многие властные полномочия фактически спустились на региональный уровень. Многие регионы отгородились от федерального центра, а структуры местного самоуправления, в свою очередь, конфликтовали с регионами. Сама власть, в свою очередь, оказалась втянутой в соперничество между различными олигархическими группировками, использовавшими в своих целях лоббистов в структурах власти и подконтрольные СМИ (достаточно сказать, что из трех общенациональных телеканалов два — ОРТ и НТВ — были тогда в руках олигархов и постоянно использовались для «информационных войн» и создания нестабильности).
Понятно, что любая серьезная реформа — и политическая, и экономическая — в любом случае затрагивала бы интересы многих влиятельных сил. В условиях начала 2000 года противодействие радикальным шагам президента вылилось бы в расшатывание и без того ослабленной российской государственности, любые реформы не были бы реализованы.
Одно из достижений ушедшего года, как отмечается в послании президента, — «восстановление управляемости страной». В этом направлении еще многое можно совершенствовать, но уже очевидно — теперь можно приступить и к реформам.
Не случайно, что в нынешнем президентском послании в отличие от прошлогоднего больше внимания уделяется социально-экономическим, а не политическим проблемам.
Как уже успели отметить аналитики, в послании Путина в отличие от большинства подобных документов эпохи Ельцина нет широковещательных деклараций о стратегии реформ. Почему? Во-первых, рыночная экономика в том или ином виде уже сложилась, стала саморегулирующейся системой. Государство может оказывать на нее существенное влияние, но уже не в силах перекраивать экономическую систему, исходя из новых принципов. Во-вторых (и это отмечается в послании), экономика у нас сейчас преимущественно сырьевая, а не производящая. Для того чтобы заставить капитал работать в производстве, необходимо решить «технические» вопросы — убрать произвол чиновников, обеспечить эффективную судебную защиту предпринимателям (как и всем, впрочем, гражданам), усовершенствовать налоговое и таможенное законодательство. Без этого разговоры об экономической стратегии — всего лишь оторванные от жизни декларации.
В прошедший год немало сделано для ослабления финансовой зависимости России. Уже сейчас страна способна обходиться без западной финансовой помощи, хотя остро стоит необходимость реструктуризации части долгов. Однако Россия не может позволить себе объявить «дефолт» — это будет означать международную изоляцию и утрату авторитета.
В послании впервые за десятилетие предложено отказаться от «лоббистского» принципа формирования бюджета и разделить его на бюджет социальных обязательств и бюджет развития, тем более что доходы бюджета сейчас это позволяют. Иначе нельзя будет преодолеть угрозу прогрессирующего экономического и технологического отставания России.
Немалая часть президентского послания посвящена социальным вопросам — реформе здравоохранения, образования. Основная мысль здесь — необходимо сохранить бесплатные услуги и регламентировать фактически существующие платные, чтобы эффективней адресно использовать средства, выделяемые на социальные нужды.
Итак, определены задачи на следующий год. Нельзя сказать, что федеральная власть обладает и сейчас большим пространством для маневра. Причины здесь уже не столько политические, сколько экономические — упадок производства, недостаток доходов бюджета, внешняя задолженность. Но президент не видит иного выхода, как терпеливо развязывать гордиев узел проблем, а не рубить его. «Революций и контрреволюций больше не будет», — говорится в завершающей части президентского послания. Ведь понятно, что новых потрясений Россия просто не выдержит.
Лимит на революции исчерпан. Это даже Зюганов признает.