Все началось с заявки «Юганскнефтегаза», обратившегося на «Полет» с просьбой о ремонте оборудования системы очистки бурового раствора. Это было иностранное оборудование, в России подобного не производили. И нефтяники предложили: может, возьметесь разработать отечественный аналог, такой, чтоб стоил дешевле, а его детали были пригодны для ремонта импортных машин? Предложение показалось интересным, и конструкторы объединения приступили к работе.
Полетовский опытный образец юганского заказчика вполне устроил, чем тот не замедлил поделиться с коллегами по отрасли. Появились еще заявки. Тогда и возникло решение: создать на базе цехов ракетного производства завод нефтедобывающего оборудования.
Год назад «Уралмашзавод» объявил тендер на комплектацию изготавливаемых им буровых установок. Полетовцы со своим оборудованием системы очистки бурового раствора тендер выиграли и обрели еще одного крупного заказчика, работающего на весь Сибирский регион. Так что проблемы со сбытом нет и не предвидится. Несмотря на это на заводе с самого начала не ориентировались на одну продукцию, а думали над созданием других конкурентоспособных изделий.
На стапелях в центре цеха обращает на себя внимание некая чудо-машина в серебристом корпусе. Это вездеход на воздушной подушке, предназначенный для перевозки людей и грузов по бездорожью: болотам, степям, рекам. Техника, в принципе, не новая, но заводские конструкторы нашли ряд новых решений, запатентованных предприятием. Что интересно, работает вездеход на базе двигателя от АН-2. Напомним, самолеты типа АН-2 переоборудуются сейчас «Полетом» в самолеты АН-3, и старые двигатели, отработавшие свой летный ресурс, заменяются новыми. Так вот, эти моторы, уже не годные в небе, еще долго могут послужить на земле. Мощные и экономичные, они позволяют развивать высокую скорость — до ста пятидесяти километров в час. По мнению заместителя директора завода Шамиля Ахмедовича Амирова, вездеход найдет применение у пограничников, у нефтяников и вообще на Севере. Так, уже появился заказчик на это изделие в городе Норильска.
Идем дальше. И останавливаемся у другой новинки — установки глубинной видеосъемки, позволяющей с помощью видеокамеры осматривать нефтяные и газовые скважины на глубине до 5 тысяч метров и выявлять причины их неработоспособности. Заказчиком этой продукции является АО «Газпром», «идеологом» — ВНИИ «Нефтемаш». Ну а конструкторы завода «привязали» ее к нашему производству. Опытный образец установки проходит сейчас заводские испытания, после чего где-то через полмесяца будет испытываться заказчиком в условиях промысла.
Перспективно оборудование для приготовления водоугольного топлива. Оно также существует в виде опытного образца. И уже отправлено для опробирования на один из разрезов Кузбасса.
Недавно в корпусе завода, впервые за многие годы, проведен косметический ремонт. Организован свой буфет, позволяющий кормить людей горячими обедами. Зарплата не задерживается. Пока ее уровень не слишком высок, но выше, чем на других предприятиях машиностроения: в среднем чуть более двух тысяч рублей. Рабочих после второй смены развозит собственный микроавтобус. Ремонтируется и оборудуется принадлежащая заводу база отдыха в Чернолучье.
Все это также говорит о стабильности предприятия.
— Но, несмотря на уверенность в завтрашнем дне, — подчеркивает Шамиль Ахмедович Амиров, — мы не относимся легкомысленно к своим конкурентам. Постоянно следим за их продукцией. И, конечно, стараемся улучшить и удешевить свою, делая ее более интересной для потребителя.