ПЕНСИОННЫЙ ПАРОВОЗ МЕНЯЕТ ПУТЬ С РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО НА НАКОПИТЕЛЬНЫЙ

ПЕНСИОННЫЙ ПАРОВОЗ МЕНЯЕТ ПУТЬ С РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО НА НАКОПИТЕЛЬНЫЙ

19 марта Национальный совет при президенте РФ по пенсионной реформе одобрил направления концепции, предложенные Пенсионным фондом России. Это значит, что Национальный совет, президент и правительство дали добро на внесение изменений и дополнений в ряд действующих на территории страны законов (не менее чем в тридцать!), которые в той или иной мере касаются пенсионного обеспечения

Затем обновленные нормативно-правовые акты будут внесены на рассмотрение Государственной Думы. А уже с января 2002 года новый механизм пенсионного обеспечения граждан будет реализовываться на практике.

На днях же губернатор Омской области Л. Полежаев (являющийся, напомним читателям, членом Национального совета при президенте РФ по пенсионной реформе) подписал указ о передаче с 1 июля 2001 года функций назначения и выплат пенсий с плеч областного управления социальной защиты населения на плечи отделения Пенсионного фонда РФ по Омской области. Выходу этого указа предшествовало несколько рабочих совещаний. Одно из них состоялось у губернатора, и участвовали в нем руководители тех ведомств, которые будут задействованы в проведении реформы. Задача, поставленная перед ними губернатором, одна: переход на новую модель пенсионного обеспечения ни в коей мере не должен негативно отразиться на получателях пенсий.

Кроме того, подписано трехстороннее соглашение между областным союзом предпринимателей, федерацией омских профсоюзов и ассоциацией промышленников и работодателей, которое называется: «О ходе реализации федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Наш корреспондент встретилась с управляющим отделения Пенсионного фонда РФ по Омской области Сергеем Николаевичем Тодоровым, чтобы расспросить его о сути начинающейся в стране пенсионной реформы. Что она даст нынешним ветеранам труда, чего от нее ждать потенциальным пенсионерам?

— Итак, Сергей Николаевич, на каком же «ките» или «китах» базируется нынешняя реформа пенсионной системы России?

— На одном «ките». В основе реформы — концепция создания накопительной страховой системы.

— И что она собой представляет?

— Дабы читатели вашей газеты лучше представили ее суть, разложу все по полочкам. К началу 2002 года все граждане России будут поделены на три группы. К первой из них будут отнесены пенсионеры, которые уже сегодня находятся на заслуженном отдыхе и имеют право на гарантированную государственную поддержку. Они и в 2002 году будут получать пенсию по ныне действующей системе — исходя из индивидуального коэффициента, который определяется, как известно, соотношением заработной платы человека, взятой для расчета пенсии, и средней зарплаты по стране в год ее получения.

Но изменения все же и здесь произойдут. И они со знаком «плюс». Будут сняты, самое главное, ныне существующие ограничения по верхней планке зарплаты, учитывающейся при расчетах. А во-вторых, планируется учитывать большее количество лет трудовой деятельности пенсионера. В конечном итоге даже среднего размера пенсия будет однозначно выше уровня прожиточного минимума в стране. И она будет увеличиваться параллельно росту средней заработной платы в стране. К слову, уже до конца нынешнего года средний размер пенсии должен подняться до 1280 рублей.

— Кто войдет во вторую, условно говоря, категорию россиян по вашей модели?

— Это те люди, которым сегодня 45-60 лет. Их пенсия будет формироваться по двум направлениям — ныне действующему и новому, накопительному. И только те граждане, которым сегодня 18-45 лет, в полной мере будут изучать на себе концепцию накопительной страховой системы. Их пенсия будет складываться из гарантированной государством социальной доли (условно 1000 рублей) и той суммы, что будет накоплена за годы трудовой деятельности на индивидуальном накопительном счете пенсионера (для чего и проводилась кампания по персонифицированному учету всех работающих граждан). Мы говорим о людях, которые трудятся не покладая рук всю сознательную жизнь, не имеют производственных увечий, инвалидности. В отношении физически ущербных людей, некоторых иных социально незащищенных категорий граждан государством будут предусмотрены при выходе на пенсию дополнительные льготы.

Каждый потенциальный пенсионер имеет право и еще на один личный дополнительный резерв в старости — его можно создать, перечисляя ежемесячно по десятке-двадцатке и т. д. в один из негосударственных пенсионных фондов.

— Сергей Николаевич, я на днях прочитала статью в «Новой газете» (Us 9P) «Как нас обманывают с пенсией», в которой с подачи председателя Союза пенсионеров Петербурга профессора Ю. Петрова утверждается, что нынешние пенсионеры и теперь могли бы получать пенсию раза в полтора-два больше, «если бы Пенсионный фонд не вступал в сговор с правительством и не занижал искусственно реально существующий размер средней зарплаты по стране». Дескать, в первом квартале 2000 года Госкомстат давал цифру 2130 рублей, а правительство «согласовало» с ПФР 1257 рублей. Автор публикации обвиняет Пенсионный фонд и в другом грехе — дескать, на учете в ПФР отсутствует львиная доля мелких предприятий, которые, тем не менее, страховые взносы в фонд направляют. И если б не эти грехи, то, мол, и реформы никакой не надо было бы проводить.

— Эта публикация — не единственная ставящая палки в колеса надвигающейся пенсионной реформы. Все они подаются не менее как открытие Америки, тогда как ни для кого никогда не было секретом: да, при начислении пенсий, при проведении очередных ее .повышений учитывается реальное финансовое положение в стране. Но почему это делается? Потому что депутаты Госдумы напринимали невыполнимых законов, не базирующихся на финансово-экономической ситуации в стране. Вот и приходится правительству и ПФР брать все в свои руки. Если этого не делать, то мы вновь нарастим многомесячные долги.

«Разоблачители» ПФР утверждают, что мы не все мелкие предприятия учитываем при сборе страховых взносов. А я вам больше скажу — сегодня теневой бизнес принял такие масштабы (а он потому и называется так, что укрывает свои доходы от каких-либо налоговых обложений и страховых отчислений), что уже угрожает национальной безопасности страны. И, к слову, одним из побудительных толчков к проведению в стране пенсионной реформы и было желание вытащить на свет всю заработную плату, заинтересовать в показе реальных доходов и самозанятых граждан — тех, кто шьет шапки, вялит рыбу, торгует на рынках, и тех, кто работает на крупных предприятиях.

— Вы полагаете, что когда будет введен накопительный пенсионный механизм, то бизнесмены, ныне уклоняющиеся от страховых взносов, и «свободно распределившиеся» на рынке труда граждане (ныне часто даже не сдающие свои трудовые книжки в частные предприятия) займут иную позицию в этом вопросе?

— А как же иначе? Человек уже не будет удовлетворен получением зарплаты в руки без ее предварительного прохождения через бухгалтерию и снятия с нее (и зачисления на лицевой счет) пенсионного страхового взноса. Ведь иначе он в старости окажется у «разбитого корыта» — лишь с. социальном минимумом, гарантированном государством и в лучшем случае не дающим умереть с голода. То есть в точно таком же положении он окажется, как и тот, кто всю жизнь не работал, а дурака валял. Вряд ли такая перспектива устроит образованного и работающего человека. Он непременно постарается трудоустроится в ту организацию, где, может, и меньше платят, нежели в подпольной, но зато ежемесячно отчисляют энную сумму на личный накопительный счет.

— Почему не видят этого ваши оппоненты?

— Кому-то нужна была критика пенсионной реформы, дабы подорвать у людей веру в государство, правительство и президента, затевающих ее, исходя из необходимости времени. Ведь если бы мы не начали переход на новую модель сегодня — все основательно взвесив и подготовившись технически, — то вынуждены были бы делать это в атмосфере аврала. В 2005-2007 годах нынешняя распределительная система рухнула бы сама, так как соотношение работающего населения и пенсионеров достигнет к этому времени критической отметки.

Для сохранения нынешней системы и выплат пенсий хотя бы в их сегодняшнем размере необходимо, чтобы на каждого пенсионера было двое работающих. В Омской области на одного пенсионера приходится уже лишь 1,7 работающего. Через три-четыре года, по неутешительным прогнозам демографов, эта пропорция будет противоположной.

— И все же, Сергей Николаевич, меня, к примеру, тоже гложут определенные сомнения. Где гарантия того, что изымаемые из зарплаты на индивидуальный накопительный счет в ПФР средства доживут до моей старости, а не «сгорят» в результате крупной инфляции, денежной реформы (как это было со средствами граждан в Сбербанке)?

— Этот вопрос рассматривался авторами концепции как наиважнейший. И выработан, не сомневаюсь, действенный механизм защиты средств будущих пенсионеров от инфляции и т. д. Они, разумеется, будут использоваться в различных перспективных инвестиционных проектах — деньги должны зарабатывать еще больше денег. Но судьба пенсионных инвестиций, а значит, выплата и получение будущих пенсий не должны зависеть от состояния отдельных предприятий и отраслей. Стабильность пенсионного обеспечения граждан будет обеспечиваться всем экономическим потенциалом страны, а средства ПФР — вкладываться в крепкие, стабильно работающие предприятия.

О том, куда и как будут делаться вложения, должны знать не только контролирующие органы, но и население. Предусмотрены также имущественная ответственность участников инвестиционных процессов, гарантии крупных, высоконадежных страховых компаний.

— Наверняка у наших читателей и после этой публикации останутся вопросы, на которые они захотят получить ответы. Вы готовы к дальнейшему диалогу?

— Разумеется. Мы и сами пока больше имеем теоретическое представление о предстоящих переменах. Как я говорю своим коллегам, сегодня определен фарватер, но путь по реке реформ еще предстоит пройти. А коль он не изведан, надо быть готовыми к тому, что на этом пути встретится немало порогов.