ПОЛМИЛЛИОНА ЕВРО НА ДОРОГЕ НЕ ВАЛЯЮТСЯ

ПОЛМИЛЛИОНА ЕВРО НА ДОРОГЕ НЕ ВАЛЯЮТСЯ

Положа руку на сердце, омский аграрный университет никогда особо привлекательным для абитуриентов не был. Здесь учились и учатся, в основном, выпускники из районов области

Горожане выбирают его в последнюю очередь, что неудивительно. Сельское хозяйство в России давно и прочно задвинуто на задний план, отдельные передовые хозяйства и комплексы по западному образцу не в счет — откуда взяться престижу профессии?

Потому известие о том, что омский аграрный университет попал в международный проект Tempus-Tacis и в течение трех лет будет получать на развитие западные денежки, в кругах высшей школы — маленькая сенсация.

СПЕЦИАЛЬНЫХ программ и всяческих фондов, не только западных, но и российских, готовых помочь полуголодной высшей школе, сегодня на удивление много. Раскрытых ртов тоже хватает. Претендовать на солидную стипендию может любой авторский коллектив, заручившись поддержкой консорциума. Процесс, как говорится, пошел. Другое дело, что строгим требованиям учредителей соответствуют далеко не все соискатели. Скажем, из 180 заявок, поступивших в нынешнем году в адрес программы Tempus, финансируемой европейским сообществом и направленной на реформирование высшей школы в странах бывшего СССР, отобрали лишь 25. В том числе и ту, что разработали супруги Чернаковы, преподаватели Омского аграрного университета.

— Убеждена, что писать подобные заявки надо тем, кто бывал за рубежом и понимает образ мыслей европейцев. Ведь выбирать из сотен заявок, в конце концов, им. Потому и на проект надо смотреть как бы глазами европейцев, понимая, что их может привлечь. Кстати, нам тоже не сразу удалось изложить свою программу так, чтобы она привлекла внимание. Получилось только со второй попытки, — рассказала Ирина Чернакова, локальный координатор проекта Tempus -Tacis в ОмГАУ — О том, что конкретно не устроило организаторов в первой программе, нам не сообщили.

Было лишь известно, что конкурсный отбор проводится в четыре этапа и выдерживает три экспертизы, в том числе, финансовую. Потому новая программа, одна лишь заявка которой уместилась на 50 страницах, была проработана до мелочей. В результате вуз получил без малого пятьсот тысяч евро сроком на три года.

Деньги в руки не дают

ВПРОЧЕМ, распорядиться более чем значительной суммой по своему усмотрению аграрному университету никто не позволит — кредит доверия к нашей стране давно исчерпан. Первоначально все деньги будут перечислены на счет голландского партнера омичей — в Вагенингенский сельскохозяйственный университет.

— От нас требуется все подготовить, а оплачивать будет координатор из Голландии. Вообще, правила очень строги. Может быть, кому-то и хотелось бы за счет этих денег поднять, скажем, зарплату преподавателям, доведя ее до западных стандартов. Но это абсолютно невозможно. Все расписано буквально до мелочей — на что можно потратить, на что нет. Мы бы, конечно, большую часть потратили на оборудование, иностранцам, же это кажется неразумным. На приобретение компьютеров, множительной и проекционной техники выделается не больше 20%, примерно 90 тысяч.

Большая часть гранта — около 300 тысяч — целевым назначением уйдет на зарубежные обучающие поездки. В лучшие университеты Голландии, Германии отправятся преподаватели вуза, разумеется, в совершенстве владеющие английским или немецким языками, для того, чтобы разрабатывать новые курсы или откорректировать те, что уже написаны. Виктор Чернаков:

— Мы как-то застоялись. Вузу необходимо встряхнуться и идти дальше. Стыдно, но многие наши преподаватели даже не представляют, что можно учить как-то по-другому. Работают по старинке, как и 20 лет назад: лекции под диктовку, таблицы и карты, которые студенту нужно успеть срисовать. Командировки в лучшие европейские университеты дадут прекрасную возможность посмотреть, как это делают на Западе. Там ведь все по-другому: студенты перед лекцией получают все необходимые распечатки — карты, тезисы, таблицы. Ничего спешно записывать или зарисовывать не приходится. Больше общения, примеров — все иначе. Нам тоже пора этому учиться.

Что это дает вузу?

ДАЖЕ участие вуза в таком проекте престижно само по себе. А уж получить солидный международный грант на развитие — двойной успех. И все же современные компьютеры, оргтехника, бесплатный Интернет — не главное. Виктор Чернаков:

— Повысить квалификацию преподавателей — вот что важно. Западный опыт можно и нужно перенимать, так почему не мы? Знаете, после первого провала многие не верили, что у нас вообще что-то получится. Все были уверены, что такие деньги от Запада получить невозможно. А ведь у нас получилось?! Значит, будем развиваться.