Все благодаря тому каскаду водохранилищ, расположенных вдоль Иртыша, что были построены много лет назад. Уровень подъема большой воды в главной водной артерии Омской области стабилен. Так считает начальник отдела инженерно-технических мероприятий управления по делам ГО и ЧС Омской области полковник П. Н. Щекин.
Снег в наших краях сходит значительно раньше, чем вскрываются из-подо льда сибирские реки. И вероятность затопления местности возникает во время ледохода, когда глыбы речного льда перекрывают реку, образуя как бы естественные плотины и заторы. Однако с этим явлением в Омской области знают как бороться. Уже сегодня в штабе ГО и ЧС отметили более двадцати мест вероятного образования заторов и готовы при необходимости выслать туда бригады подрывников.
И только одно место на Иртыше вызывает у полковника Щекина тревогу. Атакский перекат, а именно — баржа, затонувшая близ острова. Ситуация осложняется тем, что перед ней три километра прямого пути реки и массы льда при ледоходе могут с легкостью вытолкнуть эту баржу на перекат — и тогда возникнет нештатная ситуация.
OX УЖ ЭТА БАРЖА
27 октября прошлого года в районе поселка Атак, вблизи так называемого Атакского переката, затонула баржа «МП» грузоподъемностью 3000 тонн Верхне-Иртышского речного пароходства (Казахстан), арендованная фирмой «ВИД», осуществляющей грузоперевозки по Иртышу. На момент затопления на барже находились тысяча железобетонных свай, семьдесят поддонов кирпича и металлоконструкции, включая трубы. Часть груза удалось снять с затонувшей баржи. Тогда же, еще до ледостава, баржу попытались вытолкнуть на берег и немного не рассчитали. Она перевернулась вверх «брюхом», рассыпав оставшийся груз, изрядно «засеяв» дно реки. Однако баржу удалось убрать непосредственно с судового хода. Так, вдоль левой кромки фарватера недалеко от осередка (песчаной отмели) и вмерзла в лед эта восьмидесятисемиметровая в длину и шириной в восемнадцать метров «посудина», пугая речников торчащим из-подо льда днищем.
Что случится с ней, когда тронется лед? В лучшем случае ее удастся затопить до завершения ледохода, чтобы она поплотнее села на грунт, а уж потом завершить подъем того, что останется после столкновения масс льда с баржей. Много хуже, если ледоходом ее оторвет от крепления и вынесет прямехонько на судовой ход. Тогда неприятностей не избежать. Какой-нибудь теплоход вполне может протаранить себе днище и…
В общем, налицо аварийная ситуация на Иртыше, угрожающая успешному началу навигации. Степень вины владельца установит судоходная инспекция только после подъема баржи из воды. Ведь неизвестно, по какой причине «эмпэшка» затонула. То ли капитан совершил неправильный маневр, то ли в корпусе судна была трещина… Но вот что характерно. В прошлую навигацию на Иртыше ниже Знаменского также затонула баржа того же Верхне-Иртышского речного пароходства. Но тогда ее удалось быстро поднять.
САМИ С УСАМИ?
Можно ли было избежать сложившейся ситуации? Вполне. Как считает главный инженер бассейнового управления пути Олег Затонский, работы по подъему затонувшей баржи можно было провести и зимой, тем более что в Омске есть специалисты такого уровня, и первоначально руководство Верхне-Иртышского речного пароходства связалось с 000 «ПКФ «Сибирский подводник», где на сегодняшний день собрались лучшие специалисты по сооружению любых гидротехнических сооружений и проведению водолазных работ, без которых не проводится ни один подъем затонувшего груза или затонувшего судна. Достаточно сказать, что у «главного водолаза» этого предприятия А. И. Кореневского на счету около пятидесяти операций по вызволению из водного плена затонувших кораблей и прочих плавсредств. Не только в Обь-Иртышском бассейне, но и на Енисее ведь, как бы далеко ни шагнула инженерная мысль, корабли тонули, тонут и будут тонуть. Ничего не поделаешь — стихия. Поэтому неудивительно, что в «Сибирском подводнике» взялись за это дело.
Как рассказал директор этого предприятия А. Д. Филатов, уже в ноябре они провели водолазное обследование места затопления баржи, составили проект подъемных работ и представили его руководству Верхне-Иртышского речного пароходства, обнаружили значительную часть утопленного груза. Тогда же состоялось совещание в бассейновом управлении пути, где присутствовали и представители заказчика, по ходу проведения подъемных работ. Все стороны сошлись во мнении, что баржу надо поднимать до ледохода во избежание возможных последствий.
Но позже выяснилось, что у фирмы, «утопившей» баржу, возникли трудности с оплатой подъемных работ. Это — во-первых, а во-вторых, получив проект подъемных работ и пользуясь данными, представленными «Сибирским подводником», они решили провести эти работы самостоятельно, упростив представленный вариант. Попросту привязали баржу сорокамиллиметровым тросом к берегу в надежде, что он выдержит то давление, которое будет оказано на нее льдом. В-третьих, даже потом, если у них получится то, что Они задумали, все равно Верхне-Иртышскому пароходству придется обращаться в «Подводник». Нет у них в пароходстве специалистов такого класса. Ведь «Сибирский подводник» возник не на пустом месте, и народ здесь собрался не с бору по сосенке. Это предприятие было сформировано из специалистов, проработавших много лет в «Транснефти», где проводили газо- и нефтепроводы через реки и т. д…
НЕ ПО-СОСЕДСКИ
Хотя, надо признаться, фирма, «утопившая» баржу, не отказывается от оплаты подъемных работ, но… попозже. Потом. А что баржу, сорвав льдом, может вынести на Атакский перекат и тем самым поставить на грань риска начало навигации и отнять у речников дорогое время большой воды, то братьев-казахов это мало волнует, потому что ничего им за это не будет.
По новому Кодексу водного транспорта Верхне-Иртышское пароходство может «забыть» об «утопленнике», осложняющем судоходство на Иртыше, на год. А после предстоят судебные разбирательства, которые опять же могут продлиться неизвестно сколько. Ведь тому же Верхне-Иртышскому речному пароходству достаточно только перерегистрировать фирму-арендатора, и все — ищите виновных дальше. Поэтому не исключена такая возможность, что баржу будут поднимать работники БУПа силами ПКФ «Сибирский подводник» и за свой счет, что непременно скажется на других сферах деятельности государственной структуры, обеспечивающей судоходство в Обь-Иртышском бассейне: недостаточным будет освещение в темное время суток судоходного пути, не будут проводиться работы по очистке и углублению дна Иртыша, что в последнее время обусловило падение уровня воды в некоторых районах на полтора-два метра, усложнив судоходную обстановку.
А пока в Обь-Иртышском бассейновом управлении пути не ждут милости от соседей из Казахстана, а готовятся вместе с ледоколом «Капитан Чудинов» идти к Атакскому перекату. Присмотреть за баржей и, что немаловажно, до начала навигации протралить фарватер, поднять весь затонувший груз. Упаси Бог, если какая-то из многих сотен железобетонных свай не легла на грунт, а уперлась почти вертикально. Может быть все. Тот же «Капитан Чудинов» стоимостью в 17 млн. долларов несмотря на свою прочность при таком столкновении может изрядно пострадать.
И все равно никаких претензий к Казахстану мы предъявить не можем, как и запретить для нарушителей судоходство по Иртышу. Ведь Иртыш — это единая водная артерия, а межправительственных соглашений между Россией и Казахстаном в этом вопросе нет. Значит, наши соседи, если учитывать состояние плавсредств Верхне-Иртышского речного пароходства, еще не раз затопят свои баржи в районе ответственности Обь-Иртышского бассейнового управления пути.
Кстати, по последним данным, еще одна баржа МП-1050 грузоподъемностью в тысячу тонн с песком настроилась затонуть у причальной стенки в районе Николаевки. И, как нетрудно догадаться, владелец у нее тот же — Верхне-Иртышское речное пароходство (Казахстан).