Один известный актер как-то пошутил, что ездит в Омск чаще, чем к себе на дачу. Народный артист России Вячеслав Шалевич, наверное, мог бы сказать то же самое: мы попытались подсчитать с ним все его визиты в наш город — и не смогли.
То, что Вахтанговский театр посещал Омск едва ли не ежегодно — сначала с большими гастролями, потом со спектаклем-другим, неудивительно. Прославленный театральный коллектив связывает с Омском военное прошлое. Именно в наш город театр был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны, здесь родились знаменитые спектакли «Фронт» и «Русские люди». Шалевич тогда, конечно, в театре имени Вахтангова еще не работал. Уже в послевоенные годы в Москве он наблюдал, как восстанавливается театральное здание, возводятся строительные леса, растет кладка стен Сам он был тогда мальчишкой и жил в том же доме, часто видел людей, которые при жизни стали легендами Астангова, Мансурову; Щукина. Сегодня такой же легендой кажется кому-то он сам.
— Вот-вот, — улыбается Вячеслав Анатольевич — Тут недавно в одном городе подходит ко мне женщина и говорит «Вы мой самый любимый артист. Я думала, вы уже умерли».
Любимый артист между тем умирать не собирается, вот уже пять лет, помимо работы в своем театре, возглавляет Драматический театр им. Рубена Симонова. После предыдущего руководства пришлось переделывать весь репертуар — за год выпустили восемь премьер. Театр, напомню, возник на базе Щукинского училища. В нем работали попеременно и другие вахтанговцы — Юрий Яковлев, Василий Лановой. К молодежи «Щуки» тут всегда относились как к своим детям, а теперь, когда образовался новый театр, да еще носящий имя любимого вахтанговского режиссера, два коллектива живут как один. На прошлой неделе актеры Театра им Рубена Симонова привозили в Омск несколько спектаклей» «Брызги шампанского» по рассказам М. Зощенко, «Три возраста Казановы» Марины Цветаевой и еще две комедии — «Козленок в молоке» и «Шерше ля фам». Очень жалели, что не смогли вывезти «Доходное место» — один из своих лучших спектаклей. Уж больно неподъемный он оказался по реквизиту, а играть в концертном варианте — не уважать себя и зрителей.
Это «старомодное» уважительное отношение к публике, конечно, идет от художественного руководителя. Хорошо зная Омск, Шалевич отмечает, что зритель здесь чуткий, отлично понимающий разницу между серьезными театральными гастролями и антрепризным «чесом». И если уж купает актера в аплодисментах, то, значит, его игра того стоит. Аплодисменты во время недавних гастролей звучали часто. Особенно на спектакле «Три возраста Казановы». Режиссер Евгений Рубенович Симонов лихо распорядился цветаевским материалом, разбив его на три любовных приключения — 23-летнего Джакомо Казановы, 35-летнего и 73-летнего, которого и играет Вячеслав Шалевич. Играет практически своего ровесника — недавно актеру исполнилось 69 лет. Судя по реакции зрительниц, итальянский донжуан, философ и воин нравится им именно в этом почтенном возрасте. В чем же секрет, в чем преимущество третьего возраста Казановы? «В мудрости и покое, -ответил на мой вопрос исполнитель этой роли. — В философском отношении к жизни. В том, что любовь имеет уже горьковатый привкус. Она настоялась, как хорошее старое вино». А может быть, дело еще и в личности артиста?
У каждого профессионала есть свои секреты. Шалевич, например, убежден, что роль не заладится, если сразу же не отыскать какой-нибудь емкой детали, ключа, как он называет — затеи. В его Казанове «затея» заключается в том, что он вдруг начинает играть себя и этим сразу попадает в образ — женщины влюбляются наповал. «Колоть» самого Шалевича на предмет его личных романтических побед — пустая трата времени. Как истинный джентльмен, он не разглашает списка разбитых сердец. Хотя, утверждают знающие его люди, список этот мог бы оказаться весьма внушительным. С первых появлений на сцене и экране («Иркутская история», «Капитанская дочка», «Хоккеисты») элегантный красавец привлек повышенное внимание. И не только. Одно время Шалевича буквально разрывали на части две известнейшие актрисы, пускаясь ради этого в немыслимые интриги. В молодости у него был роман с Валентиной Титовой, о котором говорила вся Москва. Поддавшись захлестнувшему его чувству, актер даже бросил вторую жену. Увы, напрасно — Титова вышла замуж за Владимира Басова. Нынешняя жена Татьяна, врач по профессии, моложе своего супруга больше чем на четверть века. Два года назад у них родилась дочь.
Старший сын Шалевича Ваня приезжает с отцом в Омск регулярно. Помню, на гастролях семилетней давности (тогда играли того же Зощенко, только под другим названием: «Коварство, деньги и любовь») всех удивляло, что сын Шалевича — театральный
радист. Думали, перебесится мальчик и двинет по родительским стопам. Ничуть не бывало. Этим летом приехал уже совсем двухметровый паренье мудреным тату на предплечье, гордо называющий себя заведующим радиоцехом. В общем, в артисты так и не пошел. «Я уважаю Ванино решение. — говорит отец — Одно время он собирался поступать в театральное, но, почувствовав, что нет сильной тяги, передумал. И правильно: если не болен актерской профессией, лучше сюда не влезать».
Учитывая необыкновенную, непоколебимую верность моего собеседника единственному на всю жизнь театру, интересуюсь: неужели не звали в другие, не было соблазна уйти? Был, признается он. Но одна знакомая актриса дала замечательный мудрый совет. Ты, говорит, возьми билет в тот театр, где хочешь работать, сходи туда и посмотри на него, как на свою будущую квартиру. Так вот, «своей квартиры» больше нигде не нашлось.
В Омске Шалевич первым делом отправил всех не занятых актеров в Музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля — благо он напротив театра находится. Впрочем, выбор продиктован не этим. Не раз бывая здесь, Шалевич считает, что художественный фонд нашего музея один из лучших в стране и каждый интеллигентный человек просто непременно должен с ним ознакомиться. Мы же разговаривали еще в одном любимом омском уголке Вячеслава Анатольевича — в сквере возле драмтеатра Дамы с соседней скамейки часто на нас поглядывали.
А в середине гастролей разразился маленький скандал-со стенда возле кассы исчезла фотография Казановы — Шалевича Лучшая. Огорченный администратор ругал на чем свет стоит его «ненормальных» поклонниц.