ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЗОЛОТА

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЗОЛОТА

Медаль, выдаваемая выпускнику школы за блестящую учебу, скоро потеряет свою вступительную силу

Традиция награждать лучших учеников идет еще с царских времен. Правда, тогда решение о медали принимал совет гимназии, да и сам этот почетный знак был, так сказать, местного значения. Медали же государственного образца стали выдавать отличникам нашей страны лишь с 1944 года.

Школьный золотой медалист по-прежнему остается привилегированной особой. Достаточно ему сдать на пятерку один единственный вступительный экзамен в выбранный вуз или пройти несложное собеседование, как студенческий билет, считай, у него в кармане. Поэтому отчаянная борьба за позолоченный кружок сплава монетной бронзы с отчеканенными словами «За успехи в учебе» из года в год идет по всей России с невероятным упорством. Иногда в эту борьбу вступают не только умы, но и родительские кошельки. Наблюдательные статистики заметили, что «урожайность» ученического золота в наши дни имеет тенденцию повышаться к югу страны, где располагаются северо-кавказские республики и где, видимо, сам климат способствует бурному росту талантов и соответственно — «пятерок» в аттестатах. Рекордсменкой является Кабардино-Балкария. А на Сахалине их считанные единицы — то ли требования к знаниям чересчур высоки, то ли не родит островная земля способную к наукам молодежь. А вот Москва, славящаяся по всему миру своими продвинутыми школами, по количеству медалей располагается где-то посередине между Кавказом и Дальним Востоком. Кстати, в нынешнем году столичные школы выпустят около 5 тысяч золотых и серебряных медалистов (школу окончили 78 334 учащихся), что на 600 больше, чем в прошлом году.

Но как бы ни согревал души тысячам абитуриентам завоеванный благородный металл, пробиться в студенты с первого раза, то есть подтвердить на единственном экзамене или собеседовании свой высокий уровень суждено лишь трети из них. Одни ребята проваливаются на вступительных экзаменах, поскольку их знания явно не соответствуют выставленным в аттестате оценкам, других безжалостно «режут» преподаватели, порой по непонятной причине питающие к медалистам патологическую неприязнь.

В общем, ситуация на сегодняшний день такая: школьное «золото» и «серебро», не утратив престижности в глазах учителей, учеников и их родителей, постепенно теряет вес в глазах вузовских приемных комиссий. Любопытные результаты принес и эксперимент по единому государственному экзамену. Самые высокие баллы получили отнюдь не претенденты на золотые медали, а победители школьных олимпиад. Видимо, потому, что проверяли зашифрованные экзаменационные работы не учителя в родной школе, «тянущие» потенциал юных медалистов изо всех сил, а независимые эксперты.

Все это заставило руководство Министерства образования и ректоров ведущих вузов задуматься о создании новой системы льгот при поступлении в высшие учебные заведения С будущего, 2004 года в России будет запущена система школьных, предметных олимпиад, победители которых получат право на поступление в высшие учебные заведения вне конкурса. Так что у медалистов появятся весьма серьезные соперники.

По прогнозам специалистов, через несколько лет в связи с повсеместным введением единого государственного экзамена школьные золотые и серебряные медали окончательно потеряют свою вступительную силу и останутся лишь почетными знаками отличия — на радость выпускникам и их родителям.