СЕЗОННАЯ ЛЬГОТА

Наши законодатели считают, что летом инвалид перестает быть инвалидом

В редакцию «Труда» пришло письмо из деревни с красивым названием Вишневка, что в Шербакульском районе. Пенсионер X. А. Хайрисламов пишет, что впервые обратился в газету. Отработал он 40 лет в родной деревне электриком, получил травму и стал инвалидом 2-й группы. Не очень-то хотелось уходить на инвалидность, но оказалось, что рабочая пенсия слишком маленькая. Да и здоровье тревожит. Приходится часто ездить в Омск, в областную больницу. Хорошо, хоть билеты для инвалидов продают вдва раза дешевле. Поскольку пенсионер Хайрисламов еще начинающий, то очень удивился, когда узнал, что на лето 50-процентной скидки не полагается. И непонятно человеку — каким образом инвалиды на этот период становятся здоровыми? Почему летом льготу им отменяют? Где логика?

Как объяснили мне в Управлении социальной защиты населения, согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов» от 24-11-95 № 181, инвалидам предоставляется 50-процентная скидка на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Кроме того, инвалидам 1-й и 2-й группы предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно при предъявлении путевки на санаторно-курортное лечение или медицинского направления.

Тем же самым законом инвалидам разрешили бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте. Пригородом, согласно определению Омскоблавтотранса, считается расстояние до 50 километров от Омска или райцентра.

А вот ветеранам труда и войны повезло больше. Федеральные законодатели предоставили им возможность бесплатно передвигаться в пределах области круглый год. Постановление губернатора, разрешавшее ветеранам пользоваться этой льготой только раз в квартал, было отменено в феврале 2002 года. Поскольку оно противоречило федеральному закону. Справедливость восторжествовала, хотя этот федеральный закон все равно продолжают подправлять — уже на самом низком уровне.

Моя мама — ветеран труда и регулярно ездит в Таврическое к младшей сестре. Туда я покупаю билет заранее, поэтому мама ездит сидя, а обратно — только стоя, потому что билет она приобретает перед отходом автобуса на Таврическом вокзале. Места обычно для нее не находится, хотя, когда мама входит в автобус, с удивлением обнаруживает сидящими молодых людей, которые стояли в очереди позади нее. Кстати, стоячих мест в междугородных маршрутах официально не существует. Впрочем, когда она берет билет в кассе, там, по крайней мере, извиняются, что посадить ее некуда. А когда покупает у шофера на транзитном маршруте, то это само собой разумеется, потому что водителю ведь и в свой карман что-то надо положить. Да еще с контролером поделиться. Причем пассажиров при дележке обычно не стесняются. Недавно мама уезжала из Муромцевского района, и четыре часа в автобусе стояли исключительно «бесплатные» ветераны. Удивительно, но жаловаться никому не приходит в голову — спасибо и на этом. Старики боятся — а вдруг вообще льготы отменят.

Конечно, прав наш читатель из деревни Вишневка: логику федеральных законодателей понять трудно. Закон о ветеранах принимали, очевидно, будущие ветераны. А вот будущими инвалидами народные избранники представить себя не захотели.

Еще раз подчеркнем, что речь идет в данном случае только о льготах, предоставляемых общероссийскими законами. Урезать их на местах нельзя. А вот расширять-сколько угодно. Естественно, за счет местных бюджетов.

Например, еще в 1994 году депутаты нашего Законодательного собрания таким правом воспользовались и разрешили бесплатный проезд по всей области… самим себе. Круглый год. Это инвалид может с 15 мая по 1 октября как бы перестать быть инвалидом, а депутат должен быть депутатом всегда.