ЗЕМЛЯ В ИЛЛЮМИНАТОРЕ

На фотографиях Омска, сделанных с искусственного спутника Земли, можно без труда отличить жилой массив от промзоны или, к примеру, отдельно стоящих домов

В принципе, подобную съемку для обновления информации об объектах недвижимости следует проводить регулярно, ну, скажем, раз в 10-15 лет. С этой точки зрения инициативу Госстроя РФ, предложившего приступить к созданию единого реестра объектов недвижимости, используя фотосъемку со спутника, наверное, можно приветствовать. Однако, как говорят специалисты департамента недвижимости администрации Омска, сегодня проблема отнюдь не в том, чтобы обнаружить непроинвентаризированные прежде объекты и собрать с их владельцев земельный налог, а в том, как этот налог взимать на законных основаниях с собственников и владельцев уже учтенных корпусов предприятий, домов, сараев и прочих строений.

Из космоса можно, конечно, остановить на мгновение находящуюся в постоянном движении недвижимость. Но стоит ли обольщать себя тем, что, обнаружив, например, объекты самовольной застройки и обложив их владельцев земельным налогом, мы существенно преумножим государственную казну. Все это было бы именно так, но только в стране с более совершенным законодательством.

Что толку с того, что еще лет пять назад по заказу городского земельного комитета большую часть территории Омска основательно «прочесали» специалисты сразу нескольких проектных организаций, скрупулезно нанесшие затем все увиденные ими в границах города постройки на карту. Одной из цепей этой трудоемкой работы было увеличение собираемости земельного налога. Но цели этой добиться не удалось. Мало того, по сравнению с 1999 годом сумма собранного в Омске в 2000 году налога на землю значительно сократилась.

— Дело в том, что принятый в 1991 году закон РФ «О плате за землю», — поясняет начальник отдела департамента недвижимости «Городское кадастровое бюро» Юрий Повикалов, — противоречит сам себе. Так, в его первой статье провозглашается, что землепользование в России является платным, а статья 15 гласит, что платить землепользователи должны только при наличии у них правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.

Понятно, что запастись подобными грамотами с момента раздачи и распродажи тщательно созидаемой в нашей стране на протяжении 70 лет госсобственности успели не все. Поэтому платят земельный налог сейчас в основном только предприятия, владельцы частных домов, члены садоводческих и прочих товариществ, которые точно знают, что земля, на которой стоят их постройки, — это их земля. Заставить остальных землепользователей уверовать в это практически невозможно. Хотя у некоторых из них имеется заинтересованность в том, чтобы выплачивать земельный налог. Представьте обычный жилой дом. Допустим, он имеет еще встроенные или пристроенные помещения, занятые магазином или аптекой. Квартиры в нем могут находиться в собственности государственной, муниципальной, частной или в собственности общественных организаций. То есть в одном здании может быть как минимум пять собственников, совершенно не представляющих, как им при таком раскладе уплачивать земельный налог.

— Выход из этой ситуации, — отмечает Юрий Николаевич, — нам видится один — организация товарищества собственников, придание ему статуса юридического лица и передача в его ведение данного объекта недвижимости. Тогда только эти многочисленные собственники станут полноценными плательщиками налога на землю.

К сожалению, пока что в Омске насчитывается слишком мало подобных товариществ, всего 144. Собирать земельный налог налоговая инспекция пытается также с других юридических лиц, но это, как показывает практика, далеко не всегда удается. Например, некоторые предприятия выигрывают судебные процессы у налоговых органов только потому, что не имеют правоудостоверяющего документа на землю.

С физическими лицами налоговикам нынче связываться и вовсе не с руки. Ведь если юр. лица сами считают сумму своего земельного налога, то рядовым омичам эти расчеты должна присылать налоговая инспекция, которая, если займется этим вплотную, разорится на одних конвертах.

Что касается фотографий со спутника, вряд ли они помогут навести порядок в системе землепользования. Взять, к примеру, бывшие казармы общевойскового училища, расположенные рядом с магазином «Детский мир». Известно, что они не приносят городу никакой прибыли. Земля ликвидированного учебного заведения по-прежнему находится в пользовании Министерства обороны, и имуществом на этом участке кто-то активно распоряжается. Там разместилось несколько магазинов, авторемонтная мастерская и прочее. Не исключено, что вскоре могут появиться и собственники отдельных объектов недвижимости, о которых городские власти узнают в последнюю очередь.

Не сказать, что земельный налог сегодня очень велик. 14 копеек в год платит с 1 кв. м владелец жилья (в пределах 10 рублей в год с 3-комнатной квартиры), к налогу на частный дом добавляется еще территория приусадебного участка, чуть меньше 4 рублей в год с 1 к. м составляет земельный налог с предприятий. Однако с учетом того, что половина уплаченного налога на землю остается непосредственно в городе, его, безусловно, можно считать немаловажной составляющей городского бюджета.

Впрочем, порой уплата земельного налога оборачивается для Омска существенными убытками. Налоговые органы, требуя от ПЖРУ, являющихся балансодержателями жилого фонда, уплаты земельного налога, вынуждают их залазить для этой цели в городской бюджет. В итоге у города, заплатившего за собственную недвижимость, остается лишь 50% от этих средств.

— Положить конец столь разорительной практике, — отмечает Юрий Повикалов, — может только принятие на уровне региона законов, регулирующих уплату земельного налога, а также узаконенная система его расчета. Разработкой этих документов департамент недвижимости Омска занимался достаточно долгое время, но принятию их за основу препятствует целый ряд влиятельных оппонентов, в числе которых и областной экономический комитет.