ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У Т-80?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У Т-80?

Водитель лучшего в мире танка рассказывает о своей боевой машине

В июне, на «ВТТВ-2003», зрители восторженно встречали наш танк Т-80, «Восьмидесятка» так лихо рулила по полигону, что казалась живой. Между тем, чудес не бывает — танком управлял Валерий Яковлевич Рычков, омский водитель, на счету которого уже с десяток выступлений на различных выставках вооружения.

— Валерий Яковлевич, расскажите, как и когда вы «приобщились» к танкам?

— Это случилось в 74 году. После службы в армии я пришел на «Завод октябрьской революции». Начинал учеником слесаря, затем был сборщиком, участником статистических испытаний. В то время завод выпускал в основном Т-55, который был тогда самым массовым. Сборщиком я проработал пять лет. С 79 года на заводе начали делать новую машину: Т-80. Мы ездили в Питер, где было основное КБ, изучали танк.

— В чем заключается прогрессивность «восьмидесятки»? Какие главные новшества были в ее конструкции?

— Т-80 — танк нового поколения. В будущем на его основе почти двадцать лет создавались различные модернизации. Его главной отличительной чертой является газотурбинный двигатель, способный легко запускаться при низких температурах и работать на самых разных видах топлива от авиационных и автомобильных до дизельных, причем даже в смешанном виде. Мощность газотурбинного двигателя выше в сравнении с дизельным, которым оснащались раньше все танки, а значит лучше и динамика боевой машины. Новая подвеска сделала танк вертким, а ее мягкость позволила Т-80 безболезненно совершать те самые прыжки, за которые он был прозван летающим.

Разумеется, помимо этого на танке было применено и новое, более мощное, современное вооружение. Все эти новшества позволили создать лучший в мире танк, что было не раз доказано на различных испытаниях и выставках.

— Когда случился мировой дебют «восьмидесятки»?

-В 93-м году на выставке «ЮЕХ» в Арабских Эмиратах. Конкуренты были не самые последние — американский «Abrams» и французский «Леклерк».

«Абрамс» во время выступлений вообще завалился на бок, повредил трансмиссию и больше не выступал, а мы прошли программу без запинки. На стрельбах тоже выступили удачно. Хотя у танка в технических характеристиках дальность стрельбы пятикилометровая, мы управляемой ракетой ночью попали в цель, стоявшую на дальности пять с половиной километров. Короче говоря, успех был полный, и выставки пошли одна за другой: в Китае, Индии, Швеции, Греции, Южной Корее, на Кипре.

Поездка в Грецию в 1998 году была последней зарубежной. Там проводился закрытый тендер. То есть все участники проходили испытания отдельно. Причем сначала наш экипаж, а затем греческий. Все результаты сравнивались. Итоговые, правда, не известны. Сказали, что из шести машин разных стран мира (США, Украина, Англия, Германия, Россия, Франция) наш танк в первой тройке, вот только никаких предложений по закупке от греков не поступало. Может, они просто хотели танк изучить.

— Вообще, Т-80 пользуется популярностью?

— Конечно, и хотя он не стал таким массовым, как, например, Т-55 или Т-72, все же его покупали и корейцы, и киприоты. В России из «восьмидесяток» состоит Кантемировская дивизия. Принимали Т-80 участие и в боях на территории Чечни, в Грозном.

На выставке в Нижнем Тагиле экипаж нашего танка лично поздравлял с успешным выступлением президент Путин. Правда, мы не смогли показать все, на что способны, Хозяева нижнетагильской выставки разрешили нам поучаствовать только в стрельбах, а на ходовые испытания не выпустили.

— О противоборстве омского и нижнетагильского танков известно давно. Выскажите мнение специалиста. Чей лучше?

— Конечно, я лицо заинтересованное, но при всем желании не могу похвалить нижнетагильский Т-90.Не за что. Во-первых, он оснащен дизельным двигателем, который несравним с газотурбинным. В сорокаградусный мороз его просто так не заведешь. Если спросить у танкистов, которые ездят на дизелях, сколько времени они тратят на запуск зимой, то наверняка отборного мата наслушаешься. Во-вторых, ходовая на Т-90 стоит от старого танка Т-72. В-третьих, весь комплекс вооружений, кроме механизма заряжания, от «восьмидесятки». Не надо далеко ходить за наглядным примером. В 2002 году на выставке в Нижнем Тагиле, то есть на своем родном полигоне, во время показа зарубежным гостям, Т-90 задымился и сошел с дистанции. Он проигрывает нашему Т-80 практически по всем статьям. Особенно по части подвижности, скорости, динамики.

Жаль, что потенциальных покупателей часто вводит в заблуждение его название — «девяностый». Ведь, казалось бы, самая поздняя модель должна быть более совершенной, а сравнение показывает, что это не так. Я думаю, Т-80 в итоге обрети заслуженное признание.