Работу по созданию местной Красной книги у нас начали в 1997 году, решив последовать примеру других регионов, где такой документ уже был составлен. Два десятка биологов под руководством профессора Геннадия Сидорова взялись вплотную изучать вымирающие виды животных. И в 2001 году смогли составить перечень редких видов, которым грозит полное вымирание и которых надо взять под охрану государства. Создание регионального каталога особенно важно для видов, редких именно для Омской области, но не для всей России. Статус «красно-книжных» животных помогает, например, в местах их обитания пробить у государства создание заказников или заповедников. В итоге ученые решили: под особую защиту на территории нашей области нужно взять 196 видов животных — 66 беспозвоночных (в основном насекомых) и 130 позвоночных (рыб, земноводных, рептилий, птиц и млекопитающих). Среди них есть и почти наверняка вымершие, К примеру, лошадь Пржевальского, которую люди не видели уже лет двести. Но все равно надеются — а вдруг снова появится. Есть животные, которых встречают изредка — скажем, фламинго, залетающие к нам на лето, лебеди или соловьи. Но много и таких животных, которые начали исчезать на глазах, в последние десятилетия, Это, к примеру, уж и гадюка обыкновенные, серая жаба, сурки, суслики и хомяки нескольких видов, ежи и много еще кто. Особый разговор — о видах, представляющих коммерческий интерес. Пушных зверей и рыбу люди истребляют нещадно, И скоро, возможно, ту же стерлядь увидишь разве что на картинках. Сейчас эта рыба еще сохранилась — любой браконьер не даст соврать. Но описанных в литературе особей под метр длиной давно не встречали. Предпринятая недавно попытка увеличения стерляжьего поголовья особых успехов не принесла. Тогда в Иртыш выпустили 20 тысяч искусственно разведенных стерлядок. «А нужно, по подсчетам специалистов, выпускать не меньше миллиона особей ежегодно», — утверждает Александр Нефедов, главный специалист отдела особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия Главного управления природных ресурсов по Омской области.
По словам Нефедова, не со всеми видами редких животных положение такое беспросветное. Наоборот, свертывание человеческой деятельности в последние годы некоторым братьям нашим меньшим пошло на пользу. Поэтому стали появляться животные, которых не встречали давным-давно- Так, в июне 2000 года после сорокалетнего перерыва на юге области впервые увидели пару взрослых дроф. Раз десять видели стрепетов, тоже долго не появлявшихся в наших краях. Все это — в степи и лесостепи. Что происходит в тайге — доподлинно неизвестно. При нынешнем безденежье экологам в глухомань просто не добраться. Но большой повод для тревоги есть. Это — фауна Васюганских болот, куда не так давно ступила нога Сибнефти, осваивающей Крапивинское месторождение. Ученые считают уникальным этот уголок природы, которому десять тысяч лет. Чтобы сохранить его и не допустить экологической катастрофы, как возле многих тюменских нефтяных скважин, экологи ГУПР хотят, пока не поздно, создать здесь заказник.
Главная сегодня беда, в отличие от советских времен, — до охраны редких животных почти никому нет дела. Хотя присматривать за ними, по идее, должны несколько ведомств. У ГУПР, финансируемого из Москвы, на это денег нет. Средства должны выделяться из местных бюджетов. Поэтому из-за безденежья в 2002 году работу над Красной книгой пришлось приостановить, так и не подготовив даже макет печатного издания. Деньги из областного бюджета, возможно, дадут, но только в 2004 году. Если, конечно, их не перекинут на какой-нибудь «проект тысячелетия».