Неправомерными были признаны действия почтовой службы, отказавшейся принять у омички исправленную квитанцию по оплате коммунальных услуг.
Это революционное решение Центрального районного суда, оставленное без изменений в областной инстанции, на днях вступило в силу. Как отреагировали на него коммунальщики, пока неизвестно. В суд-то вызывались не они. В данном случае почтовая служба, по сути — сторонняя организация, просто оказалась крайней. Почтовики всего лишь пунктуально следовали бумаге, полученной из департамента городского хозяйства. В ней говорилось о запрете на исправления цифр в квитанции в сторону уменьшения. То же самое требование, кстати, написано и на самой платежке.
Между тем омичка Л. П. Фоменко собственноручно тарифы подкорректировала с учетом своей жилищной субсидии. В почтовом отделении исправленную квитанцию не приняли. Возмущенная женщина обратилась в общество защиты прав потребителей «Альтернатива». А то в свою очередь — в суд. Районная фемида, разобравшись в ситуации, объявила, что муниципальные власти командовать почтой не правомочны. А поступающие из городского департамента письма ~ это рекомендации, не более того. И вообще, почта должна принять деньги и отправить их по назначению. А о размерах платежей должны спорить потребители и поставщики услуг — то есть соответствующие коммунальные службы.
Принятое решение председатель «Альтернативы» юрист Юрий Галахов считает важным не только для людей, получающих субсидии. Оно действительно носит революционный характер. По словам Галахова, у народа теперь есть право на самостоятельный перерасчет. Фактически гражданка Фоменко Л. П. придумала механизм воздействия на нерадивых коммунальщиков. Например, не давали они две недели тепла — значит, делим месячную стоимость услуги пополам. Не обслуживали жилье — опять урезаем сумму. И пусть подают на вас в суд. В этом случае именно им — истцам — придется доказывать, что работали они безукоризненно, а вы возводите на них напраслину. Потому что по закону бремя доказательств наличия или отсутствия услуги лежит на той стороне, которая обращается в суд.
Сегодня же в судах мучаются не коммунальщики, а простые граждане. Те, кто устал годами платить ни за что и пытается вернуть свои деньги. Таких процессов в Омске уже прошло немало. И все они продемонстрировали, что по существующим нормам и положениям, да еще при жестком противодействии поставщиков услуг, доказать, что тебя обслуживали из рук вон плохо, чрезвычайно сложно.
Конечно, наивно полагать, что одно судебное решение может пошатнуть устоявшиеся порядки в системе ЖКХ. Но, не исключено, правовое ноу-хау омички Л. Фоменко окажется востребованным. А вода, как известно, камень точит…