В Омске успешно прооперировали гражданку Америки. Неотложная операция долго откладывалась из-за формальных недоразумений с медицинской страховкой.
РОКОВАЯ СТУПЕНЬКА
В прошлом номере мы рассказали о том, как 82-летняя туристка из Америки Марджори Уилсон получила травму, поскользнувшись на ступеньках при выходе из ресторана «Пеликан». Туристическая группа из пятидесяти пяти иностранцев была в Омске проездом. Все туристы, кроме четы Уилсон, в этот же пень сели на транссибирский экспресс и продолжили путешествие. Пострадавшую доставили в специализированную травматолого-ортопедическую больницу и поставили диагноз: перелом шейки бедра. В понедельник, 21 июля, еще обсуждался вопрос о возможной транспортировке Марджори в Америку, этого хотела и сама миссис Уилсон и ее супруг Уэсли. Но перелет мог усугубить и без того тяжелую травму.
Мы проследили за судьбой американской гостьи, ведь ее путешествие по России так плачевно оборвалось именно в нашем городе.
ПЕРЕГОВОРЫ С РИСКОМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Я навестила миссис Уилсон в среду рано утром.
— Очень болит нога, — тихо ответила миссис Уилсон на мой вопрос о ее самочувствии, — и, конечно, хочется поскорее вернуться домой.
Говорить ей было тяжело. Физические боли усугублялись чувством одиночества. Миссис Уилсон призналась мне, что не знает даже имен медсестер (не говоря уже о врачах). Она не может к ним обратиться с самой простой просьбой подать стакан воды или поправить одеяло. Выручают соседи по палате, с ними женщина общается жестами.
— Да, с бабушкой у нас много хлопот, — признался ее лечащий врач Александр Ерофеев.
Основная их причина — языковой барьер. Я наблюдала, как четверо врачей выясняли, кто же из них знает хоть несколько слов по-английски, чтобы объясниться с пациенткой. Отшучивались, мол, по-немецки бы — другое дело.
На третий день пребывания пациентки в больнице наконец-то пришла переводчица. У постели Марджори собралась целая делегация. Только теперь врачи и супруги Уилсон поняли друг друга и договорились, что делать дальше.
— Операция необходима, и притом срочно, — пояснил мне заместитель главврача по лечебной работе Игорь Репин. — Что касается медицины — все ясно, но решение юридической стороны вопроса затягивается. Бесплатно лечить кого-либо мы не имеем права, а у нашей пациентки из Америки нет страхового полиса.
Дело осложнялось тем, что в нашей стране нет представителя той американской страховой компании, услугами которой пользуются супруги Уилсон. Администрация больницы связывалась с Америкой напрямую. Переговоры явно затягивались. Промедление с операцией могло обернуться для американской пациентки серьезными проблемами со здоровьем.
Все эти несколько дней сплошной неопределенности Марджори навещал единственно близкий ей человек в этом городе. Ее муж Уэсли навещал свою жену дважды в день.
ВЕЧЕРОМ ДЕНЬГИ — УТРОМ ОПЕРАЦИЯ…
Мистер Уилсон — добродушный, открытый для общения человек.
— Операция запланирована на завтра, — уверенно сказал мне американский гость. — Я отправил документы в Америку, но, похоже, они не скоро придут. Единственный выход — заключить договор с больницей на свое имя. Проще говоря, за операию будем платить мы сами, а страховая компания позже компенсирует нам расходы.
В подобную ситуацию супруги попадают уже не в первый раз. Два года на назад в Индии заболел сам Уэсли, а восемь лет назад его супруга лежала в больнице Сирии. Все проходило по одному и тому же сценарию: вечером деньги — утром операция, утром деньги — вечером операция.
В 1984 году супруги приняли участие в медицинском туре по России: посещали больницы, знакомились с медицинскими разработками. Поэтому, давая согласие на оперирование Марджори в больнице нашего города, Уэсли был уверен в высокой квалификации наших докторов. Единственный недостаток, который отметил мистер Уилсон, неважный уход за пациентами. В США у каждого больного есть своя медсестра, ее можно вызвать, нажав на специальную кнопку.
— Я понимаю, что ваши медсестры так загружены работой, — говорит Уэсли, — что не могут уделять много времени одному человеку. К тому же, насколько я знаю, их работа очень — низко оплачивается.
Действительно, американская медсестра ухаживает за одним пациентом и получает 3-4 тысячи доллров в месяц, а наша обслуживает несколько палат и зарабатывает в 50 раз меньше.
Другая проблема — языковой барьер. Уэсли знает пять языков, а вот русский до сих пор не освоил. Теперь он ходит по Омску со словариком русского языка, чтобы хоть как-то объясняться с окружающими.
Все пять языков Уэсли выучил во время путешествий. Кстати, за год супруги Уилсон совершают около семи поездок. «Наверняка миллионеры», ~ подумают наши пенсионеры, которым даже поездка по области часто бывает не по карману. И будут не правы — перед нами самые обыкновенные среднестатистические американцы. Уэсли в прошлом госслужащий — юрист, а его жена — бывший врач.
— Рядовые американские пенсионеры чаще тратят заработанные — деньги на покупку большого дома, —
— говорит Уэсли. — У нас же маленький домик, зато все наши сбережения мы тратим на путешествия.
Как только мистер Уилсон вышел на пенсию в 1985 году, поставил перед собой цель: объездить весь мир. С тех пор путешественники побывали в 177 странах. Во время поездок Уэспи делает пометки о культуре и обычаях иностранцев, а потом пишет книги, которые выходят в Америке небольшими тиражами и неплохо покупаются. Мистер Уилсон и сейчас делает пометки в своем путевом журнале. В России он уже четвертый раз, застал СССР и перестройку, наблюдал, как изменилась наша страна за два десятилетия. По его мнению, среди россиян стало больше состоятельных людей, а вот пенсионеры живут хуже, чем при социализме. Я поинтересовалась, имеет ли он — юрист по образованию — какие-нибудь претензии к ресторану, на ступеньках которого покалечилась его жена. Что бы он делал, случись это в Америке.
— Американцы словно обезумели, — пояснил Уэсли. — Значительную часть своей жизни они проводят в судах и тратят на это огромные деньги. Что касается случившегося в Омске, я не увидел каких-либо правонарушений со стороны администрации ресторана. Единственная просьба: поставьте, пожалуйста, перила у лестницы.
Прощаясь с мистером Уилсоном, я заметила, что он немного волнуется: на следующий день его жену должны были оперировать.
ХЕППИ-ЭНД
24 июля Марджори Уилсон прооперировал один из лучших хирургов специализированной травматолого-ортопедической больницы профессор Анатолий Горячев. Операция высшей, 3-й категории сложности прошла успешно. Однако о результатах говорить пока рано: пациентке предстоит пройти десятидневный курс реабилитации в нашей больнице.
— В цепом за пребывание моей жены в больнице и операцию мы заплатили 585 долларов. Это намного меньше, чем нам пришлось бы выложить на родине, — говорит Уэсли. — Но мы хотим как можно скорее вернуться в США, ведь условия для реабилитации там лучше. К тому же нас очень ждут наши друзья и двое сыновей.
В ближайшее время чета Уилсонов планирует отправиться домой. Хотелось бы узнать, что именно Уэсли напишет в своих мемуарах о нашем городе.