"ВТОРОЙ ОТЕЦ" СТЕПАНА И ЛЮБЫ

«ВТОРОЙ ОТЕЦ» СТЕПАНА И ЛЮБЫ

Омич-металлург буквально зарывает талант в землю

Огромный полуметровый красавец грозно раскинул клешни. Если бы дело было не на выставке сувенирной продукции из дерева, ткани, металла, я бы точно подумала, что засушили морской трофей. Но этот краб — изящное стальное литье. Его создатель — Лев Петрович Карелин. Металлург со стажем. Вот уж кто буквально зарывает талант в землю.

Литье «в землю» — технология древняя, как все литейное производство, ей уже не одна тысяча лет. В земле делается форма, туда заливается металл. Подобный метод был известен в Китае, Замбии, других странах, где нашли первые отливки. В фильме Тарковского «Андрей Рублев», кто помнит, по такой технологии отливали колокол. К древним рецептам вернулись в середине XX века. Появление реактивных самолетов и ракет потребовало реанимации старинного процесса, именно в ходе него лучше всего получаются турбинные лопатки для двигателей. Правда, «земля» — сегодня понятие весьма условное. Это смесь кварцевого песка, огнеупорной глины и множества разных добавок В общем, в огороде такую не найдешь.

А я-то уж представила Льва Петровича, копающего на даче не грядки, а ямы для формовки. Представила, что из этих самых ям и вышли бронзовая фигура Петра Первого, изящные канделябры, тот же краб — работы Каренина, от которых приходят в восторг ценители прекрасного. Лев Петрович посмеялся над моими фантазиями и объяснил, что всю «левую» продукцию делает на своем родном заводе им. Баранова, где трудится в литейном цехе вот уже 35 лет в качестве специалиста по отливке турбинных лопаток. Делает, естественно, в свободное от работы время. Начальство хотя порой и косится на это внеплановое творчество, но мирится. Потому что, когда нужны представительские подарки для ответственных командировок, заказы на них дают именно Карелину. Из чего он только не делал эти сувениры -даже из золота. Но все-по своему любимому «земельному» методу. Или, если по-современному сказать, — по космической технологии.

Свою первую литую скульптурку он сделал давно, еще в ремесленном училище. Какую — сейчас и сам уже не помнит, только мастер посмотрел внимательной направил паренька в индустриальный техникум. Потом была учеба в Московском институте стали и сплавов. Потом-завод. Но художественные наклонности нет-нет да и напоминали о себе. Хочется сделать какую-нибудь вещицу для души. К новогодним праздникам все друзья и знакомые Льва Петровича получают сувениры с символом года. По просьбам священнослужителей он делает различную утварь для часовен и церквей. Ну а еще обращаются к Карелину с заказами омские скульпторы.

Это только непосвященные думают, что все — от замысла до зримого результата — скульптор делает сам. Если фигура предполагается из металла, то он разрабатывает модель а дальше — дело формовщиков и литейщиков. Лев Петрович вынимает из необъятной сумки бронзовый бюстик Пушкина, который изготовлен по модели Георгия Кичигина. Оказывается, наш мэтр-живописец еще и скульптурой занимается. Известному омскому скульптору Анатолию Цымбалу рассказывает Карелии, дважды он отливал фигурки «Отец» и «Мать». Первый раз — из бронзы. Их приобрел Русский музей. Автор конечно был рад. А потом, когда для своей юбилейной выставки он попросил на время вернуть скульптуры, музей заломил такую арендную плату, что бедный юбиляр предпочел вновь обратиться к Льву Петровичу. Так появились дубликаты из стали.

Между прочим, мы каждый день проходим мимо карепинских творений. Они уже стали неотъемлемой частью города, мы знаем их «родителя» — скульптора Сергея Норышева, но о том, кто конкретно их отливал, конечно же не задумываемся. А между тем знаменитые Люба и Степан вышли из цеха № 31 завода им Баранова, из заботливых рук Льва Петровича Карепина и его коллег. Мы только исполнители, — улыбается он. Автор-Сергей». Мне все же это кажется не совсем справедливым — разве не стоит считать мастера в точности отлившего из модели скульптуру, полноправным соавтором и имя его писать рядом? «Я тоже ставлю свое клеймо, только внутри. И этого достаточно», — отвечает Карепин. И тут я понимаю, почему Льва Петровича в его 67 лет не хотят отпускать на пенсию: идеи омских скульпторов могут остаться без воплощения. А мы без новых Люб и Степанов.