В его представлении церковь — некий нравственный противовес, способный удерживать человечество от пороков и зла. Судя по растущей популярности религии, многие сегодня придерживаются подобных взглядов. Когда в обществе перестает существовать одна нравственная идея, оно обязательно обращается к какой-то другой. Вот и в наши дни на смену Кодексу строителя коммунизма в общественное сознание вошли клерикальные догмы. К тому же возрождение церкви для многих связывается с возвратом к национальным традициям.
Каких же религиозных течений придерживаются жители нашего региона?
Поданным Управления Минюста РФ по Омской области, ведущее место среди религиозных конфессий принадлежит Омско-Тарской епархии. Православие можно считать превалирующим вероисповеданием.
Следующей по числу религиозных объединений является мусульманская община. Как и прежде, в городе и области много верующих объединяют протестантские деноминации — такие, как христиане веры евангельской — пятидесятники или евангельские христиане-баптисты.
Большинство религиозных организаций представляют собой многочисленные общины, существующие не один год (По ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений» местная организация может получить официальный статус после 15 лет постоянной деятельности). Вместе с тем конфессиальная картина год от года меняется. Одни объединения перестают существовать, другие вновь регистрируются. Закончившаяся в январе 2001 года перерегистрация религиозных объединений показала, что только в русской православной церкви перестали существовало 7 приходов. Среди исламских общин распалось 3, римско-католическая церковь потеряла 10 приходов.
Последний факт связан в основном с тем, что многие верующие сибирские немцы выехали на жительство в Германию. Ряд приходов закрывается из-за того, что нет подготовленных священнослужителей. Даже церкви разных вероисповеданий испытывают нужду в квалифицированных кадрах.
Религиозные организации сосуществуют друг с другом относительно мирно. Между ними проявляется даже некое подобие корпоративной дружбы. К примеру, баптисты охотно идут на то, чтобы проводить отправления службы в культовых зданиях христиан-пятидесятников. Последние, естественно, возражений не имеют.
Исключение составляют две исламские религиозные организации. Между Духовным управлением мусульман Сибири и Духовным управлением мусульман азиатской части России сохраняется определенная напряженность. Сотрудники Управления Минюста расценивают это как факт столкновения интересов в борьбе за влияние на местных приверженцев ислама.
Возможно, что вследствие довольно долго длящихся разногласий ослаб контроль за деятельностью культовых персон. В декабре минувшего года было возбуждено уголовное дело против имама мусульманской общины «Хаир-Исхан» (г. Омск) по обвинению в причастности к незаконным манипуляциям с наркотиками.