В прочем, своим форматом и оформлением газета «Российский Петропавловск» больше напоминает листовку, нежели периодическое издание. Страничка формата А4 пестрит заголовками: «Куда ведёт Казахстан сын чабана?», «Претензии казахских шовинистов-русофобов»… Под названием «Российский Петропавловск» мелким шрифтом набрано: «Омская газета для русских, стонущих под назарбаевским режимом в оккупированном русском городе Петропавловске»…
Денис Ломов, главный редактор, журналист и верстальщик в одном лице, с мыслью о том, что отсюда, из Омска, по сути дела, ведётся подрывная работа на территории нашего южного соседа, не согласен. Всё, чего добивается этот человек, так это восстановления конституционных прав русских в Казахстане.
О том, что происходит «там», знают многие беженцы, и по сей день прибывающие в Омскую область из Казахстана. Знают не понаслышке… Однако с принятием российского гражданства большинство из них пытается забыть об этом ужасе… Денис не забыл. Более того, помнит он и о тех русских, что не смогли найти средств на переезд, что и по сей день испытывают на себе «прелести» этнократической казахской демократии. Вот и рассказывает главный редактор Ломов в своей газете собственную правду. «Российский Петропавловск» — одно из немногочисленных изданий, распространяемых на территории демократической республики, позволяющее себе резкую критику в адрес правительства.
— Из Казахстана я вынужден был бежать ещё в 1997 году, не закончив обучения в Северо-Казахстанском университете, — рассказывает Денис Ломов. — Мой идеалистический настрой, с которым я попытался добиться свободы слова, наверное, можно объяснить молодостью да неопытностью. В общем, как только стал отстаивать свои политические убеждения, сразу ощутил давление со стороны преподавателей казахской национальности. Смешно, конечно, но мне, круглому отличнику, обещали на экзаменах наставить двоек… Кстати, приехав в Омск, я окончил СибАДИ с красным дипломом.
— Давление происходило по инициативе преподавателей?
— Формальным поводом к моему преследованию послужили доводы работников комитета национальной безопасности Казахстана. Ведь в республике все школы и вузы контролируются работниками КНБ. Контрразведчики посчитали, что я вёл пропагандистскую работу среди русского населения…
— А на самом деле, чем ты занимался?
— Известно, что пять южных районов Сибири, сегодняшняя территория суверенного Казахстана, более чем на шестьдесят процентов заселены русскими. А нынешние северные границы южной республики совершенно искусственно утверждены ленинским декретом. Вполне логично, что после крушения СССР эти границы должны были быть пересмотрены. Я вместе со своими товарищами требовал законного права на самоопределение, то есть мы добивались проведения референдума.
— С сотрудниками КНБ ты лично встречался?
— Нет. К счастью, я успел вовремя уехать из Петропавловска. В начале февраля 1997 года я с родителями перебрался в Омск, а уже в конце этого месяца моих знакомых стали вызывать в КНБ. Я знаю, что уводили их прямо с занятий и подвергали жёстким допросам. Угрожали… Намекали на то, что родители их могут потерять работу, угрожали физической расправой. Говорили им: «Знаете, какая сейчас обстановка в тюрьмах? Можете и сами туда попасть, если не будете с нами сотрудничать…» От них требовали дать на меня показания.. А дела там действительно стряпаются только так. Если русского поймали на каком-то правонарушении, сразу же навешивается на него несколько уголовных дел…
-Ты о таких случаях знаешь?
— Есть у меня один знакомый. Ехал он как-то в одной автомашине с акимом одного района. Казах этот был пьяным и при этом сидел за рулём… Ну и врезались они в другую машину. Три человека погибли в этой автокатастрофе. А виновным оказался… мой знакомый, который даже машину не вёл. Потом на этого человека сотрудники правоохранительных органов пытались ещё три преступления навесить. Избивали его, требовали «признаний»…
Подобный случай вполне можно списать на недобросовестность и нечистоплотность конкретных представителей силовых структур. Однако мнение редактора «Российского Петропавловска» диаметрально противоположно. Вот одна цитата из газеты: «…многие чабаны уже ощутили прямую выгоду от назарбаевского шовинистического режима: много тысяч «коренных» обеспечены работой в МВД и КНБ, внутренних войсках, численность этих структур гораздо больше численности армии республики. Эти «органы» для того и предназначены, чтобы подавлять любые акции русских организаций…»
— Денис, это весьма громкое и серьёзное обвинение. Но действительно ли в Казахстане деятельность русских общественных организаций «подавляется» местными правоохранительными органами?
— В Петропавловске даже национально-культурные общественные организации русских существуют в полуподполье. Несколько раз в год представители русской общины Петропавловска подают в местный департамент юстиции прошение о регистрации своей организации. Но их просто не регистрируют. Всё время находятся какие-то зацепки в уставе и тому подобное. Руководителей же культурных центров постоянно вызывают в прокуратуру, КНБ… Я не говорю о наших казаках. Их атамана Игоря Казанцева неоднократно прямо из дома увозили на «воронке» в СИЗО. Помещения под национально-культурные центры даже за деньги невозможно выбить. А если решишься провести мероприятие или собрание на улице, сразу же угодишь в СИЗО.
— В Омске широко отмечаются казахские праздники. Национально-культурные центры готовят обычно большую программу. А как обстоит дело с русскими праздниками в Петропавловске, в городе, где большая часть населения «не казахи»?
— Никак. То есть русские праздники отмечаются только в узком семейном кругу. А массовые торжества и гуляния городским и областным акиматами не поддерживаются. В городе, в котором две трети населения, как ты сказал, не казахи, во власти находятся только представители коренной национальности. С чего бы они поддерживали русские праздники?
— Во власти процветает кумовство?
— Очень процветает. И даже не столько кумовство… Вслед за этническим вытеснением русских с руководящих постов началась «жузовщина». Что это такое? Внутри своего общества казахи издревле делились на кланы — жузы. Существуют старший, средний, младший жузы. Кстати, в своей основе руководство республики состоит из представителей старшего жуза. В советские времена подобное деление существовало в довольно мягкой форме. А сегодня всё это вылезло наружу. Даже при поступлении в Алма-Атинский университет абитуриент в анкете должен указать, к какому жузу принадлежит.
— А русские что пишут?
— А о русских никто и не подумал! Всё обучение в казахстанских вузах переведено на платную основу. А гранты, позволяющие учиться бесплатно, получают лишь казахи… Когда я учился в Петропавловске, в нашем вузе казахов было не более 20%, это нормально, если учитывать, что представителей других национальностей в этом городе значительно больше, чем «коренных». Сейчас хорошо, если в университете 20% русских осталось… Хотя город по-прежнему остаётся «русским». О чём это говорит? Может быть, казахи поумнели за эти несколько лет? Отнюдь. Это называется «преимущественная подготовка национальных кадров».
Ещё одна цитата из «Российского Петропавловска»: «Бывший премьер-министр Казахстана А. М. Кажегельдин прямо заявил: «Нынешняя государственная политика реально ориентирована на выдавливание неказахского населения из Казахстана — независимо от того, что провозглашается официально. Огромная миграция вызвана не погоней за сладкой жизнью, а бегством от жизни горькой…»
— Денис, не секрет, что в первые годы независимости Казахстана Россию захлестнул поток беженцев. Сегодня ситуация несколько изменилась. Означает ли это то, что все, или практически все угнетённые русские, белорусы, украинцы покинули родные места? Я, например, слышал, что и «не казахи» могут жить в Петропавловске весьма неплохо?
— Есть в Петропавловске русские, которые действительно неплохо устроились. И это замечательно. Но ведь нужно задумываться и о том, кем станешь ты, твои дети через несколько лет. Не окажутся ли русские в самом низу иерархической лестницы? Что касается беженцев, у меня нет данных на этот счёт. Я не уверен в том, что поток беженцев схлынул. А если это и так, то причины вполне понятны. В Россию смогли выехать лишь те, у кого были средства на это, кто не побоялся оставить дом. Остались же преимущественно пенсионеры. Кстати, по результатам социологического опроса, проведённого в Петропавловске в 1998 году, 66 % жителей города хотели бы жить в РОССИИ. Едва ли желание петропавловцев претерпело сильное изменение. Ведь ни экономической, ни политической стабилизации не наступило. Жизнь стала ещё хуже.
— Сегодня многими национальными патриотами Эстонии, Латвии, Украины и некоторых других стран СНГ сочиняется новая история их народов. Какие открытия в этом плане появились в Казахстане?
— Оказывается, целые куски Оренбургской, Курганской, Тюменской, Астраханской, Омской и Новосибирской областей, часть Алтайского края были некогда «исконно казахскими землями». Омск же вовсе и не Омск, а Омбы, вероломно присвоенный Россией не то в 1822-м, не то в 1922-м годах. Я лично присутствовал во время спора на эту животрепещущую тему, возникшего между руководителем областного общества «Казак тили» Омаровым и республиканским собкором Мукановым. История в Казахстане извращена до неузнаваемости. Оголтелые казахские шовинисты становятся национальными героями, взаимный мордобой называется национально-освободительной борьбой. При этом никто не вспоминает, что Казахстан как государственная единица возник лишь 26 августа 1920 года. Возник благодаря декрету Ленина. Здесь и письменности-то своей не было, не то что государства…
— Однако вернёмся к твоей газете. Каким образом можно собирать и печатать информацию, находясь при этом в другом государстве?
— А что делать? Другого выхода нет. В Петропавловске мне бы никто не дал печатать такую газету. Информацию, местную прессу мне привозят мои знакомые. Ведь даже из лживой назарбаевской прессы можно между строк найти стоящую информацию. В общем, находясь в России, я в курсе всех событий, что происходят в Казахстане. А отправляю я газету опять же со своими знакомыми…
— Не интересуются ли сегодня твоей деятельностью сотрудники комитета национальной безопасности Казахстана?
— Здесь я пока не ощущал никакого давления. Хотя знаю, что сотрудники КНБ время от времени наведываются в Омск за местной прессой. Покупают вашу периодику и отсматривают материалы, посвящённые Казахстану.
— По сути дела, ты занимаешься подрывной работой. Местные контрразведчики не проявляют к тебе интерес?
— Я не считаю свою деятельность подрывной. Я использую лишь своё законное право, закреплённое конституциями России и Казахстана, на свободу слова.
— И всё же я повторяю свой вопрос: сотрудники ФСБ не интересуются твоей деятельностью?
— (После некоторого молчания). Я считаю, что российские спецслужбы должны интересоваться моей деятельностью с той точки зрения, что я искренне отстаиваю интересы России. Стремлюсь способствовать усилению российского влияния в Казахстане. Российские спецслужбы должны быть заинтересованы в деятельности таких, как я, людей.
— Из нашего с тобой разговора складывается впечатление, что ты вообще не принимаешь культуру «коренного» населения. Как ты относишься к казахам и к их культуре?
— Я уважаю Чокана Валиханова, служившего в российской армии, я уважаю Абая Кунанбаева, который около сотни лет назад в своих «Словах назидания» сказал следующее: «Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учёба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа. Ибо он раньше других разгадал тайны природы. Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира. Приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа…» Почему эти замечательные слова сегодня не переиздаются в Казахстане? Они прос