Событие, происходящее раз в 60 тысяч лет, не могло не заинтересовать человека, для которого космос стал родным и близким.
С самого детства Павел что-то исследовал. Смотрел через закопченные стекла на солнце, через линзы на окружающие предметы, стараясь проникнуть в самую суть. Есть в его арсенале и микроскоп, и телескоп. Каждую ясную ночь беспокойный исследователь наводит на небо «трубу» Он ждет встречи с таинственным и необъяснимым.
ВСТРЕЧА
Оптические приборы, позволяющие рассмотреть самое мелкое или приблизить самое отдаленное, стали для Павла главным увлечением. С самого детства он заинтересовался, как же обыкновенное стекло может превратиться в необыкновенное. Стал его точить, шлифовать. Первые линзы, сделанные собственными руками, очень отличаются от тех, что изготавливает сейчас. С годами выработал целую технологию. Как правильно разрезать стекло, как снять нужные доли миллиметров, как матовую заготовку сделать прозрачной. А вот единомышленников, людей, занимающихся тем же, пока так и не встретил. Так и остается единственным в Омске мастером, изготавливающим вручную оптические приборы и совершенствующим заводские модели.
Все эти приспособления сделали ближе звезды, манящие Павла всю жизнь. Он начал следить за изменениями, что происходят там, наверху, и для большинства из нас проходят незаметно. Как только находилась свободная минута, выносил телескоп во двор и наводил его на небо. Однажды пришлось наблюдать нечто. С неба в темноте высветились два луча света. Когда Павел посветил своим фонарем в ту сторону, эти лучи как бы ответили на его сигнал. Дважды мигнули сверху и плавно исчезли. До сих пор происхождение этих лучей остается для него загадкой. Вышек, столбов рядом нет, а для самолета слишком низко. Да и не мог самолет так долго на одном месте находиться. Эта встреча подогрела интерес, и Павел стал не только наблюдать за небом, но и читать специальную литературу, делать фотографии небесных тел. • Удивляя не только соседей, но и собственную семью, не устает любоваться кратерами Луны — все они как на ладони.
ВОИН
Так же случайно нашлось еще одно увлечение. Как-то увидел в журнале кусок кольчуги и загорелся мыслью сделать древние доспехи. Долго собирал проволоку, гнул и резал колечки, а потом стал плести. Все это напоминало, как когда-то вслед за женой учился вязать на спицах, даже шарф сам себе изготовил. Теперь вот пришлось из металла «вязать». Выкройки никакой не было, так приспособился доспехи на себя примерять. Когда все было готово, всплыл недостаток — железо стало ржаветь. Появилась новая цель — сделать кольчугу из «нержавейки». Но конкуренты — сборщики металла — усложнили поиски нужного материала. На очереди после кольчуги — шлем. Павел уже прикидывает, из чего да как нужно сделать. В этом очень помогают приключенческие фильмы, которые не только обязательно по телевизору посмотрит, но и купит кассету. Об этом «воинском» увлечении и друзья, и коллеги знают. Когда с пятидесятилетием поздравляли, пожелали «быть в седле и на коне».
МАСТЕР
Вырастил Павел Григорьевич двоих дочек. Хоть и не тянет девчонок к железкам, но на звезды посмотреть всегда просятся. Иногда шутят, что и им кольчуги сделать надо — и безопасно, и красиво, может, скоро такая «одежка» в моду войдет. А жена на мужа не наглядится. Хоть и затратными бывают его увлечения, но все компенсируется счастливой жизнью без алкоголя, без табака.
— А что еще нам, женщинам, надо, — делится Назия Нуртыновна. — Главный принцип мужа «не пить, не курить» для многих семей — мечта. Всегда поможет, по дому все сделает. От мечты стать художником ради семьи отказался. Был молодым, сам выучился рисовать картины. Но денег это не приносило, потому стал слесарем. Но он в любом деле доходил до конца. Изучал, исследовал и становился мастером.