ОМСКАВИА ПРОДАЕТ САМОЛЕТЫ ТУ-154, ЧТОБЫ КУПИТЬ ЧЕТЫРЕ ТУ-214

ОМСКАВИА ПРОДАЕТ САМОЛЕТЫ ТУ-154, ЧТОБЫ КУПИТЬ ЧЕТЫРЕ ТУ-214

19 августа на Международном авиасалоне "МАКС-2003" подписан контракт на сборку четырех среднемагистральных авиалайнеров ТУ-214

19 августа на Международном авиасалоне «МАКС-2003» генеральные директора ОАО «Омскавиа» Евгений РОМАНЮК и Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова (КАПО) Наиль ХАЙРУЛЛИН подписали контракт на сборку четырех среднемагистральных авиалайнеров ТУ-214. На церемонии подписания договора присутствовали премьер-министр Татарстана Рустам МИННИХАНОВ и вице-губернатор Омской области Александр ЛУППОВ.

ПОМЕШАЛИ ЛОББИСТЫ

2002-й год для Омскавиа оказался убыточным. Шесть самолетов, зарабатывавших для авиакомпании валюту в Иране, впервые за последние годы не смогли перекрыть расходы на внутрироссийские перевозки. Омичам пришлось с финансовыми потерями уйти из Томска и Барнаула, где они попытались освоить летние маршруты до Сочи. В этих городах новосибирская «Сибирь» снизила на том же направлении цены ниже порога рентабельности и вытеснила конкурентов. То же самое уже не первый год она пытается сделать с рейсами из Омска в Германию. Чрезмерно дорогими показались заказчикам чартерные перелеты Омскавиа до Египта. Расстояние это для самолетов ТУ-154М великовато, и компания вынуждена была ограничить количество пассажиров, чтобы загрузиться топливом.

В начале текущего года иранское небо остались бороздить лишь три омских авиалайнера. И у Омскавиа оказались лишние простаивающие самолеты.

В свое время компания активно закупала ТУ-154М, готовясь к тому, что с 2002 года будут запрещены полеты в Европу самолетов, превышающих определенные параметры по шумам и выбросам газа в атмосферу. Мало кто из отечественных перевозчиков был готов к этим запретам. Большинство машин — ЯК-40,ТУ-134, ТУ-154Б, ИЛ-62 и ИЛ-86 — должны были оказаться запертыми по эту сторону границы. А омичи с ТУ-154М, где вокруг двигателя установлены звукопоглощающие конструкции, рассчитывали без проблем войти в рынок пассажирских перевозок из Москвы в европейские страны. Не вышло. Лоббистские возможности тех, кто не был готов к запрету, оказались сильнее. Правительство страны договорилось с европейцами отодвинуть сроки ограничений.

ЧТОБЫ ПРОДАТЬ ЧТО-ЛИБО НЕНУЖНОЕ …

Более полугода Омскавиа пытается продать четыре своих самолета ТУ-154М. Средняя балансовая цена каждого — три миллиона долларов. Впрочем реальная цена может быть как меньше, так и больше. «Самолет сегодня стоит столько, сколько за него дают, — заявил 22 августа на внеочередном собрании акционеров генеральный директор Евгений РОМАНЮК. — Естественно, что покупатели хотят взять задешево и в рассрочку, а мы хотим продать подороже и деньги получить сразу». Самолеты необходимо продать, чтобы полностью рассчитаться по кредитам с Омскпромстройбанком и уже с нуля взять у него долгосрочный кредит для приобретения ТУ-214.

Ориентировочная стоимость четырех новых авиалайнеров — сто миллионов долларов. Сумма существенная и риск немалый. Несмотря на добротную кредитную историю Омскавиа. Свой первый кредит в ОПСБ компания тоже брала на покупку самолетов — 10 миллионов долларов на срок четыре года. И легко, бенз напряга рассчиталась. Но три миллиарда рублей банк не давал еще никому.

КОНТРАКТ МОЖЕТ И НЕ СОСТОЯТЬСЯ

По словам вице-губернатора Александра ЛУППОВА, контрактом на покупку ТУ-214 компания занималась с 2001 года. Всю нынешнюю зиму, весну и лето стороны «утрамбовывали» условия сделки. Но в договоре, утвержденном на МАКСЕ-2003, стоимость самолетов не указана. Существует неотъемлемое приложение к контракту, которое должно быть подписано лишь в конце сентября — начале октября непосредственно в КАПО. Там и будет стоять цена.

Понятно, что в условиях, когда завод изготавливает лишь единичные экземпляры самолета, в его цену попытаются впихнуть все возможные расходы. Изначально разговор шел о сумме 30 миллионов долларов за один ТУ-214.

«Мы выяснили на МАКСе, — рассказывает Евгений РОМАНЮК, — что если в том же КАПО двигатели покупать отдельно, то на каждом авиалайнере можно сэкономить 14 миллионов рублей. А потом встретили пермяков из КБ «Авиадвигатель», которые пригласили к себе, заявив, что у них цена ПС-90 будет еще меньше. Планер без двигателей в Казани стоит $23 млн, но это со всеми накрутками. Я считаю, что договариваться можно лишь при стоимости планера не выше $ 19-20 млн.»

Если в КАПО будут заламывать большую цену, контракт может и не состояться.

Омскавиа ставит задачу с помощью ТУ-214 вытеснить из Омска конкурентов. Если у ТУ-154 дальность полета без дозаправки — четыре тысячи километров, то у ТУ-214 — 7200 км. Разрабатывается модель на 9 тысяч. Есть планы, связанные с Германией, Египтом, Испанией.

Но есть и нерешенные вопросы. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) предупреждает, что с 1 апреля 2006 года вводятся и уже безо всяких поблажек еще более жесткие стандарты по шумам и выбросам газов. Как утверждает замминистра транспорта России Александр НЕРАДЬКО, «у нас ни один отечественный двигатель не соответствует этим требованиям». В том числе ПС90, установленный на ТУ-214. Разработчики утверждают, что доводят двигатель до кондиции вместе с американцами, но успеют ли они это сделать для омских самолетов, неизвестно.