К трем годам условно областным судом приговорен заведующий отделением гигиены труда Центра госсанэпиднадзора одного из округов города. 57-летний санврач был уличен в неоднократном получении взяток на сумму 4,5 тысячи рублей.
В ходе судебного заседания нашли подтверждение следующие факты. По роду своей деятельности заведующий был наделен широким кругом полномочий. Совершал проверки предприятий, выявлял нарушения, составлял протоколы. Мог закрыть объект, если условия труда на нем не соответствовали необходимым нормативам. И вот в 1999 году в центр обратился частный предприниматель, взявший в аренду складские помещения. Чтобы начать работу, бизнесмену необходимо было заключение о «соответствии санитарно-технического состояния и возможностей обеспечения противоэпидемического режима учреждения». Поскольку с «режимом» на объекте было всё в порядке, необходимый документ ему должны были выдать безо всяких проблем. И, естественно, абсолютно бесплатно. Да не тут-то было. Заведующий отделением готов был подписать бумажку, но с условием передачи ему двух тысяч рублей. Предпринимателю деваться было некуда, пришлось платить. И, как оказалось, не в последний раз.
Их вторая встреча состоялась уже в этом году. На сей раз бизнесмену потребовалось санитарно-эпидемиологическое заключение на производство полимерных ящиков для пищевой промышленности. Услуга платная. Между Центром госсанэпиднадзора и ИЧП, как положено, был заключен договор, согласно которому предприниматель перечислил на счет центра 980 рублей. Документ ушел на подпись к заведующему отделением гигиены труда. Однако один росчерк своего пера он оценил в 2,5 тысячи рублей. Попутно пообещав бизнесмену покровительство.
Такая перспектива представителю малого бизнеса явно не улыбалась. Деньги хоть и не большие, но где гарантия, что в будущем не последуют новые поборы? И он прямым ходом отправился в отдел по борьбе с экономическими преступлениями. На следующий день передал заведующему купюры, номера которых были заранее переписаны оперативниками. Санврача взяли с поличным.
В последнем слове на суде он говорил, что искренне раскаивается в своем поступке. Пытался объяснить происшедшее плохим состоянием здоровья. Сетовал, что прогрессирующая стенокардия требует ежемесячных затрат в тысячу рублей. А зарплата маленькая. Вот и пришлось пойти на должностное преступление. Просил не лишать его работы, которой отдано тридцать лет. Суд счел возможным назначить ему условную меру наказания. Приговор в законную силу еще не вступил и может быть обжалован в Верховном суде РФ.
Есть в этой истории еще один момент, на котором хотелось бы остановиться особо. Адвокат обвиняемого попытался внести ходатайство, чтобы не допустить на процесс представителей прессы. Заявление это суд отвел. Но попытка сама по себе примечательна. Видимо, в подобных делах о мздоимстве огласка бывает пострашнее наказания.
Ни для кого не секрет, что чиновники у нас берут взятки. Поговорите с любым представителем малого бизнеса, и он вам расскажет, сколько ему приходится платить за нужные бумаги. Мой приятель, хозяин небольшого магазинчика, однажды в сердцах признался, что с «братками», которые вынуждают его тратиться на «крышу», ему бывает легче договориться, чем с представителями госструктур. И он нисколько не удивился, узнав, что мелкий клерк из окружной администрации, в прошлом бедный учитель русского языка, теперь строит коттедж в престижном районе. Сам отвозил ему подношения.
На чиновничьи поборы у нас жалуются сплошь и рядом. Но потихоньку, между собой, «на кухне». Попадаются же единицы мздоимцев. Так, может быть, стоит последовать примеру предпринимателя, не пожелавшего терпеть «покровительство» санитарного врача? Тогда и желающих брать деньги за одну только подпись поубавится.