Более двух третей россиян считают, что в своих действиях главный надзорный орган страны руководствуется не столько требованиями соблюдения закона, сколько клановыми интересами, личными амбициями и указаниями «сверху». Как показало исследование, одной из главных причин недоверия населения к Генеральной прокуратуре остается крайне низкая раскрываемость преступлений, в том числе и громких заказных убийств.
На этом фоне шумные акции Генпрокуратуры в отношении беглых олигархов и крупных бизнес-структур воспринимаются в лучшем случае как пиар, призванный скрыть беспомощность и непрофессионализм ее нынешнего руководства. Так, в целом Генеральной прокуратуре РФ доверяют не более 26% респондентов, абсолютно не доверяют свыше 44%. При этом подавляющее большинство опрошенных (75%) считают, что Генеральной прокуратуре вообще нет дела до проблем рядовых граждан, а действия ее сотрудников продиктованы личными амбициями, клановыми интересами и наличием политического «заказа» сверху.
В качестве основных недостатков российской прокуратуры чаще других называются коррупция и бесконтрольность, позволяющие Генпрокуратуре сфабриковать уголовное дело в отношении практически любого неугодного человека или структуры. Как известно, Россия — одна из немногих стран, где Генеральная прокуратура совмещает следственные и надзорные функции, что не добавляет «прозрачности» ее деятельности и создает удобную почву для злоупотреблений.
Неудивительно, что значительная часть простых граждан чувствуют себя беззащитными перед возможным произволом со стороны прокурорских работников, а чиновники и предприниматели видят в ведомстве Владимира УСТИНОВА в первую очередь инструмент давления на политически и экономически неудобных людей. В качестве достаточной меры по исправлению ситуации многие респонденты назвали политическую волю Президенте РФ, который, по их мнению, мог бы навести порядок в главном надзорном органе страны.
В связи с этим 42% опрошенных считают, что Генпрокуратура должна находиться в подчинении Президента. Однако 45% россиян придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, лишь реальная независимость Генпрокуратуры позволит избежать ее окончательного превращения в механизм лоббирования интересов политических кланов.