«СДЕЛАЙТЕ МЕНЯ ИНВАЛИДОМ»

При принятии регионального закона о квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях Омской области эта просьба омичей к членам ВТЭК будет звучать значительно реже

В просторном холле — с десяток людей, ожидающих приглашения к врачам-экспертам ВТЭК. Несколько человек с костылями, другие, хотя и без них, — не менее больного вида, который замечается во всем: в выражении лиц, глаз и даже в одежде. И, тем не менее, в воздухе ощущается какая-то наэлектризованность, будто в рекреации перед аудиторией, где проходит экзамен.

До назначенного мне времени еще двадцать минут. С места поднимается мужчина с костылями. «Курить?» — спрашиваю. «Ага…» Спускаемся на улицу. Закуриваем, спрашиваю:

— Что с ногой?

— Операцию сделали два года назад, колено до конца не разгибается.

— А тут зачем?

— Дали третью группу, а я без костылей ходить не могу. А куда с костылями работать устроишься? И как на 700 рублей жить? Прошу, чтоб хотя бы вторую дали.

Больная нога у мужчины в самом деле выглядела усохшей и какой-то, «нехожалой».

-Долечивать не пробовал? Ведь инвалидам вроде бесплатно все делают…

— Да обращался несколько раз. Говорит травматолог: «Патологии нет. Расхаживай». А кого на фиг — боли в колене дикие, и нога не держит абсолютно. Не катком же ее в самом деле распрямлять.

— Попробуй к другому врачу. Меня вот самого не так давно один покалечил, а другой, нормальный, вылечил…

— Другой деньги просит. Три тысячи. Где я их возьму?

— Я же говорю: инвалидам бесплатно должны делать…

-Должны… На меня уже жена смотрит, как на врага народа. Вот выпрошу вторую группу, буду заниматься.

Уже на обратном пути я его, ковыляющего к остановке, догнал.

— Ну, — спросил, — дали вторую?

Ответ, мягко выражаясь, был отрицательным.

ИНДУСТРИЯ ТРАВМЫ

Индустрия липовой инвалидности, по свидетельству старейших работников ВТЭК Омской области, расцвела в СССР во времена хрущевской оттепели. Тогда карательные действия государства за уклонение от трудовой деятельности граждан были смягчены. И народ, не желающий трудиться на благо победы коммунизма, нежелающий получать деньги на пропитание (и все же побаивающийся существующей уголовной ответственности за уклонение от работы), бросился на все ухищрения, чтобы попасть в разряд инвалидов.

Расцвела, конечно, формулировка по сравнению с нынешними для тех времен не совсем корректная. В инвалиды рвались, так сказать, не самые лучшие элементы нашего общества. Подавляющее их число составляли люди, освободившиеся из мест не столь отдаленных и, как правило, желающие получить свободу от обязательной трудовой занятости путем » маеты -рок». Ветераны ВТЭКа рассказывали истории, когда подобные элементы кроме уже избитых способов (внутримышечные инъекции дистилированной воды, умышленное заражение крови) глотали кусочки негашеной извести, чтобы спровоцировать непроходимость пищевода, заражали кости инфекцией, чтобы спровоцировать остеомиелит, и даже занимались членовредительством — как правило, «отнимались» пальцы левой руки.

Граждане из других социальных слоев предпочитали «документальные» пути получения инвалидности. Самые распространенные из них: симуляция различных невралгий, гипертонии (перед комиссией напичкивали себя спецпрепаратами, повышающими давление до критических величин), симуляции патологий позвоночника и многое другое. В этих случаях «больному» самое главное было добыть документальные заключения о его заболеваниях от специалистов поликлиник «по месту жительства», ну и на самой комиссии вести себя соответствующим образом. Как правило, при хороших связях стоило это для симулянта недорого, а полученные вследствие группы инвалидности льготы и пенсия с лихвой затраты на «липу» оправдывали.

Как рассказывают эксперты, чтобы вывести эту «липу» на чистую воду, им порой приходилось прибегать к не совсем стандартным решениям. Так, например, одну симулянтку якобы с невралгией нижних конечностей удалось изобличить по ее обуви. На ней (обуви) не было характерных потертостей. Более скрупулезная проверка подтвердила подозрения экспертов ВТЭК.

ДРУГИЕ ВРЕМЕНА

С наступлением в стране новых экономических отношений ситуация с мотивировками получения инвалидности качественно изменилась. При оставшемся почти без изменения проценте «мастырщиков» группу инвалидности постарались получить (или повысить) люди, в общем-то далекие от желания сидеть на шее государства из каких-либо корыстных соображений.

Дело в том, что предприятиям, вставшим на рельсы рентабельности, люди со слабым здоровьем, включая инвалидов 3-й группы, как работники стали ненужны. И если в более-менее крупных предприятиях (скажем, выходцах из ВПК) их еще терпели, то в малом и среднем бизнесе от этих людей предпочитали избавляться любыми путями. А уж речи о том, чтобы устроиться на приличную работу с третьей группой — не велось вообще. Людям с сахарным диабетом, с заболеваниями суставов нижних конечностей (полиомиелиты, запущенные артриты, артрозы), остаточными явлениями после инсультов и пр., которым «законно» светила 3-я группа инвалидности, пристроиться на работу стало практически невозможно. А пенсии чуть более 700 рублей на поддержание жизнедеятельности своего организма (не говоря уже о содержании семьи), понятно, было недостаточно.

Вследствие этого, по данным главного управления социальной защиты Омской области, к 1997 году в Омском регионе статус инвалида постарался получить каждый 15-й житель области, а в результате получил — каждый 20-й. При этом желающие перейти с 3-й группы инвалидности на 2-ю стали уподобляться «мастырщикам» конца 60-х годов. По свидетельству экспертов ВТЭКа, людей, чье заболевание и так еле-еле входило в рамки инвалидности 3-й группы, зачастую родственники (близкие, друзья) заносили на комиссию на носилках или заводили «под руки». И порой объяснить им, что социально-экономические отношения в стране не могут отражаться на регулирующих документах экспертной комиссии было просто невозможно. Слезы, истерики, угрозы -сегодня совсем нередкий ответ экспертам на их вердикт.

Эксперты ВТЭК склонны прогнозировать ситуацию еще в более грустную сторому. «Если в ближайшее время государство не сделает серьезных шагов к предоставлению возможности серьезной реабилитации для инвалидов и, что так же немаловажно для цивилизованного общества — законодательное решение проблемы трудоустройства инвалидов — ситуация будет усугубляться». И несмотря на то, что формально структура, в чьей компетенции было решать эти вопросы, существовала в России и, в частности, в Омской области с 1995 года, реальной помощи она инвалидам предоставить не могла.

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

Кстати, если кто помнит, тот самый закон 1995 года «О социальной защите инвалидов» освещался под громким лозунгом центральных СМИ: мол, если общество не заботится о своих стариках и инвалидах, это общество мало чем отличается от сообщества звериного. Кампания утихла, и об инвалидах быстренько позабыли на целых восемь лет. Из федерального бюджета на обеспечение положений закона, включающих в себя программы реабилитации инвалидов, средств практически не поступало, а механизмы их трудоустройства не были четко прописаны. В результате, по данным управления социальной защиты области, реабилитации как таковой не проводилось вовсе, а в очередях на бирже труда на одно рабочее место на сегодняшний день зарегистрировано до 100 инвалидов.

В начале сентября на коллегии в главном управлении социальной защиты Омской области решили дать реальные пути реализации ранее «мертвого» закона об инвалидах. И красной нитью заседания была идея — трудоустройство инвалидов.

Несмотря на то, что эксперты ВТЭК выразили некоторое недоверие к мгновенной реакции людей с ограниченными возможностями на предложенную альтернативу — пенсиям по инвалидности — возможности трудиться, они согласились -при реальной обеспеченности инвалидов рабочими местами процент желающих получать минимум от государства резко снизится. Так как занятость инвалидов, даже чисто по психологическому аспекту, и есть лучшая реабилитация.

Эту мысль подтверждает и позиция управления социальной защиты. Цель реабилитации инвалидов, заявили его специалисты на упомянутой коллегии, — вернуть их в общество. И пообещали уже в скором времени сделать это хотя бы на региональном уровне.

Одним из механизмов подобной реабилитации может быть местный закон о квотировании рабочих мест на предприятиях Омской области. Его суть в том, что на предприятии, где число работников превышает 30 человек, по крайней мере, должен быть трудоустроен один инвалид. То есть три процента всех рабочих мест на предприятиях независимо от их профиля работы должны предоставляться инвалидам. Не хочешь трудоустраивать — отчисляй адекватный фонд заработной платы в фонд учебно-производственных центров для инвалидов. И, кстати, законопроект на эту тему уже подготовлен.

С точки зрения здравого смысла, подготовленный законопроект — единственно возможный выход из положения, когда в отношениях работодатель — наемный работник будет решена ключевая проблема социальных гарантий для людей с ограниченными возможностями. Любое бюджетное обеспечение соответствующих статей в финансовом аспекте видится как минимум односторонним решением проблемы. По констатации того же управления социальной защиты, на сегодняшний день видится проблематичным взаимодействие всех реабилитационных и экспертных служб без адекватного финансирования и обратной связи общества и вытесненных из него людей с ограниченными возможностями. А именно последняя и должна расставить все на свои места.