Мы уже сообщали о победе омского муниципального предприятия «Комбинат специальных услуг» во всероссийском конкурсе «На лучшую организацию, предприятие сферы ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях по итогам 2000 года», организованном Госстроем РФ. Новость безусловно приятная. Правда, она была бы вдвойне приятней, если бы кроме диплома омичам подкинули еще и премию. Деньги работникам комбината спецуслуг, чья зарплата одна из самых низких в отрасли, не помешали бы.
Кстати, это уже третий диплом за победы во всероссийских конкурсах, которым удостоено омское предприятие за последние четыре года. Быть в числе лучших на протяжении долгого времени — это свидетельство стабильной работы, профессионального управления таким непростым делом как оказание похоронно-ритуальных услуг. Особенно в условиях крайне скудного бюджетного финансирования, в которых находится эта муниципальная служба.
И наш разговор с директором МУП «Комбинат специальных услуг» Юрием Перегудой меньше всего напоминал отчет о сделанном, хотя сделано действительно немало за эти годы. Юрий Болеславович предпочел заострить внимание на проблемах, стоящих перед его предприятием и всей службой в целом. Главная из них — отсутствие хотя бы на минимальном уровне финансирования, а зачастую и элементарного понимания со стороны прежних городских властей. Хотя МУП «Комбинат спецуслуг» — не частная похоронная фирма, которых немало открылось в последнее время в нашем городе. Предприятие, согласно Закону «О погребении и похоронном деле», обязано исполнять целый ряд государственных функций, работать по утвержденным тарифам и т.д.
В прошлом году один из депутатов горсовета в ответ на очередное обращение руководителя комбината спецуслуг раздражено бросил: «Что вы о мертвых печетесь, у нас живым денег не хватает». Средств действительно не хватает. Но забота о содержании кладбищ, о том, чтобы достойно проводить человека в последний путь — это уже забота живых.
В МУП «Комбинат специальных услуг» впервые в России внедрили систему ритуальной службы, совмещенную с ЗАГСом. Раньше за свидетельством о смерти нужно было идти в одно место, решать вопрос с местом под захоронение, заказывать гроб, венки — в другом. Теперь все проблемы решаются сразу в филиалах, магазинах Комбината, которые есть во всех районах. Правда, по словам Юрия Болеславовича, нужно открывать еще магазины на Левобережье, в Советском округе, на Московке, чтобы жителям этих жилмассивов не приходилось далеко ехать. Но для этого опять нужны средства.
Полученную прибыль, которая должна идти на развитие производственной базы, увеличение зарплаты, на предприятии вынуждены пускать на содержание кладбищ. Четвертый год на эти цели МУП «Комбинат спецуслуг» не получает ни копейки. А в Омске 18 кладбищ, это почти 450 га земли. Их надо содержать, обслуживать. 9 кладбищ — закрытые, то есть там уже не хоронят. В свое время городские власти приняли решение преобразовать закрытые кладбища в парко-мемориальные зоны. Решение, не подкрепленное финансами, так и осталось на бумаге.
С 1996 года ведется строительство Западного кладбища по Русско-Полянскому тракту. Оно давно действует и уже заполнено почти на 70 процентов. А завершить строительство инженерных сетей, административного здания не удается. Финансирование объекта приостановлено. К слову, это единственное кладбище, где ведется так называемое прямое захоронение. На остальных — только подзахоронения. Места покойникам кактастрофически не хватает.
В прошлом году город выкупил у птицеводческого совхоза «Луч» 35 га земли под новое кладбище. Но чтобы этот участок превратился в кладбище, нужно в первую очередь заказать техдокументацию, затем уже проводить инженерные, строительные работы, устанавливать ограду и т.д. Денег пока нет даже на техдокументацию. Между тем, все идет к тому, что скоро хоронить горожан будет просто негде. И если не заняться этой проблемой сейчас, то скоро гробы повезут к мэрии и горсовету.
Не случайно очередное «ноу хау» омского «Комбината специальных услуг», где опять-таки первыми в стране начали оформлять свидетельства о резервировании земли под захоронение, пользуется среди омичей все большей популярностью. Еще при жизни каждый может зарезервировать место рядом с могилами родственников. Естественно, при наличии необходимого участка земли. Сейчас эта услуга получила распространение во многих городах России. В МУП «Комбинат специальных услуг» пошли еще дальше — на Западном кладбище отвели специальное место для родовых захоронений.
Однако эти меры не смогут решить проблемы дефицита земель для захоронений. Этот вопрос сегодня стоит очень остро. И без вмешательства, причем, достаточно оперативного, городских властей покойники возьмут за горло живых. Ведь именно последним решать: как и, главное, где хоронить умерших.
— Есть два подхода к решению этой проблемы, — высказал свое мнение Юрий Перегуда.- Один путь — реанимирование старых кладбищ. Речь идет о старых кладбищах, где уже налицо разрыв семейственных связей, большинство могил заброшено. Останки вынимаются и хоронятся в одном месте. Например, в глубоком колодце, над которым устанавливается стелла с именами погребенных здесь людей. Это так называемый французский опыт. И второй путь — строительство крематория. Я еще в 1997 году занимался этой проблемой. Мы подобрали с учетом всех тех условий, розы ветров, подводки коммуникаций место для крематория. Но по разным причинам решение этого вопроса тогда отложили. Сейчас такая ситуация, что какое-то решение необходимо принимать. Причем, есть опыт в других регионах. Например, на Митинском кладбище в Москве родственники имеют право и возможность выбрать: хоронить или кремировать. Примерно половина предпочитает кремацию.
Есть у руководителя «Комбината спецуслуг» еще одна задумка на перспективу. По глубокому убеждению Юрия Перегуды, Омску просто необходим Дом прощания. Сюда умершего доставляют из морга, и здесь специалисты проводят всю процедуру с соблюдением необходимых ритуалов. И уже отсюда гроб везут прямо на кладбище. Возможно, что не все согласятся с этим, ссылаясь на традицию прощания с покойным дома. Но все, кто видел, как выносят гроб с телом покойного с последних этажей высотного дома по узким лестничным пролетам, тот поймет, что Дом прощания действительно в Омске нужен.
Охрана кладбищ — еще одно «больное» место. Охотники за цветным и простым металлом — частые гости на погостах. Снимают даже барельефы с надгробий, не говоря уже об оградках, памятниках и т.д. Да и хулиганы время от времени наведываются, «развлекаясь» среди могил, корежа все на своем пути. Рабочие «Комбината спецуслуг» дежурят на кладбищах. Но, как признался Юрий Перегуда, организовать настоящую охрану у предприятия не хватает сил, а главное, средств. Контролировать весь участок площадью свыше 100 гектаров — непростая задача. В прошлом году на омских кладбищах зафиксировано 95 случаев вандализма. В 34 случаях воров и хулиганов задерживали работники «Комбината». Сдавали их в милицию. Но собственными силами предприятия эту проблему не решить.
Приближается День поминовения усопших. В МУП «Комбинат спецуслуг» начали готовиться к Родительскому дню заранее. Работы хватает. В этом году существует реальная угроза затопления ряда омских кладбищ (Восточного, Старо-Северного и др.) поземными и талыми водами. Чистятся стоки, ливневые канавы, производится санитарная очистка территорий, ремонт и подготовка подъездных путей. Директор предприятия направил главам всем округов, руководителям предприятий обращения с просьбой помочь в этих работах. Не все откликнулись. Тем не менее работы ведутся. И к 24 апреля должны завершиться. Помощь могут оказать и омичи, приведя в порядок могилы своих родных и близких.