СВАЛКА-КОРМИЛИЦА

СВАЛКА-КОРМИЛИЦА

В Советском округе рейды "Дети улицы" проводятся каждый месяц. И тогда кабинеты милиционеров и инспекторов мобильно переоборудуются под столовую, медицинский кабинет и даже парикмахерскую

В такие дни к инспекторам отдела по делам несовершеннолетних присоединяются работники отделения психолого-педагогической помощи семье. Они и выезжают по адресам «группы риска». В один из таких рейдов вместе с милиционерами отправились и корреспонденты «АиФ».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ:

В Омской области состоят на учете в органах внутренних дел 6925 подростков и 4933 неблагополучных семьей. За 1 полугодие с участием несовершеннолетних совершено 943 преступления, причем, регистрируется снижение таких правонарушений, как кражи и грабежи, но растет число убийств и разбойных нападений.

За шесть месяцев в суд на лишение родительских прав направлено 540 материалов, это почти в два раза больше, чем пять лет назад. В органы внутренних дел за полугодие доставлено 8921 детей, нуждающихся в помощи взрослых. За правонарушения с участием подростков составлено 11725 административных протоколов. За это время было объявлено в розыск 579 детей, о судьбе 25 из них до сих пор ничего не известно. По официальным данным, 3000 детей до 18 лет нигде не работают и не учатся.

Наша первая остановка у обычной городской высотки. Разглядываю инспектируемый объект: в квартире четвертого этажа вместо стекол — фанера и тряпки.

— Вы поднимайтесь за нами чуть позже, а то при вас могут не открыть дверь, — предупреждает на входе в подъезд наш сопровождающий, инспектор по делам несовершеннолетних Жанат Аубакиров.

Несмотря на ранний час, в доме — пьянка.

— Ты что, тоже пьешь? — спрашиваю у сидящего за столом подростка.

— Нет, он бросил, — отвечает за него одна из женщин.

— Здоровье не позволяет, — уточняет Илья.

Гостям в погонах Илья клянется, что в этом году точно будет учиться. Мальчишка невысокого роста — с трудом верится, что перед нами восьмиклассник. Хотя его «послужной» список вполне тянет на взрослый. К спиртному пристрастился с раннего детства, сейчас у него серьезные заболевания печени и желудка. В этой квартире вечный праздник: пьют постоянно, спят вповалку, скандалят, дерутся. Непостижимо, как в этом бардаке может расти ребенок.

— Пропащие люди, — подытожил, выходя из квартиры, наш фотокор.

— Говорят, у Ильи есть знакомые во взрослом криминальном мире, но пока ни на чем «таком» не пойман, — информирует Жанат.

КАРТИНКИ — СТРАШИЛКИ

Никому не нужные дети были всегда. Их разыскивали в подвалах, выуживали из теплотрасс, отлавливали на вокзалах Отмывали, одевали, досыта кормили Но даже лет десять назад детское бродяжничество и сиротство при живых родителях было выпадением из обычных житейских правил И вдруг обвал, лавина: уровень беспризорности в России сравнялся с 1918 годом. Равнодушно проходим мимо маленьких бродяг и попрошаек, нахальными воробьями атакующих прохожих в переходах и на улицах. Чьи это дети?

— Так они же еще и приворовывают. Многие из них в свои 10-12 лет пьют самогон, токсикоманят. Поинтересуйтесь у подростков из детской колонии в Морозовке, за что они «мотают» срок, у вас волосы дыбом встанут, — просвещают по пути следования милиционеры. — Родители пьют. Дома они не нужны. Недавно мы поместили в городскую больницу одиннадцатилетнего мальчика: родная мамаша избила его так, что мальчишка чуть не умер.

Грустные и страшные рассказы. Как и судьбы таких детей, которые крайне редко складываются благополучно.

Следующая остановка в частном доме на улице Трудовой, что в Николаевке. Советский район вообще считается одним из самых трудных в работе с подростками: на его территории два детских дома две школы-интерната для детей — сирот. А еще небезызвестный магазин «Русь», возле которого постоянно тусуются наркоманы.

Истории повторяются: почти в каждом втором частном домишке пьяницы-родители и безнадзорные дети.

Сережа настолько худой, что просто светится насквозь. На днях его выписали из больницы. Катался с приятелем на мотоцикле, врезался в грузовик. С разрывом печени и травмой головы попал в реанимацию. Чудом остался жив. Ко всем его бедам добавилась еще одна. Как скоро он встанет на ноги, если в подобных семьях этого района, за неимением другого, едят даже дворовых собак?

У хозяйки дома на соседней улице Полевой Валентины четверо детей: старший Денис сидит, 16-летнюю Вику уже не один раз задерживали за проституцию. Сейчас с родителями живут младшие: Аня и Ваня. В доме ужасающая нищета. Отец, весьма колоритный на вид мужчина, синий, от сплошной татуировки, чинит допотопный телевизор.

— Однажды меня ударила топором по голове сестра жены. Теперь не могу ни читать, ни писать. Чиню вот соседям телевизоры и обувь, — изрек он.

— А дети-то где?

— Ваня в магазин пошел, а Аня — на свалку.

МЫ ЖИВЕМ СВАЛКОЙ

Городская свалка поражает масштабами и невыносимым криком ворон и чаек. Здесь у каждого обитателя свой участок. Выброшенные когда-то кресла и диваны обозначают границы предполагаемой «свалочной» собственности.

Дети охотно рассказывают, что летом здесь можно найти все, что нужно для жизни. Как только по мусорным горам проедет бульдозер, они, как коршуны, бросаются за добычей. Берут все, что можно: бутылки, банки, тряпье и даже еду. Периодически попадается что-то из цветного металла. Такая находка считается большой удачей: в пунктах приема вторсырья за него платят прилично.

Обитающая здесь публика то ли в шутку, то ли всерьез называет себя «горняками». Отходы сытой устроенной жизни «перерабатывает» не только ребятня — хватает и взрослых.

— А что?! Мы не воруем, мы живем свалкой. Я вот несколько дней назад нашел тысячу рублей! — делится с нами своим счастьем мужчина. — Бывает, что и доллары находим. Люди прячут-прячут друг от друга деньги, и иногда они попадают сюда, на свалку..

Говорят, кое-что из найденного «горняки» умудряются даже продавать.

К горлу подступает тошнота…

КОМПЕТЕНТНО

— По статистике, родители уделяют ребенку не более 10 мину т в сутки. Детей воспитывает улица, — считает Юлия Золотова, заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних Советского УВД. — Там они быстро привыкают к легкой добыче: украл, продал, поджег, никому не сочувствуют.

На учете у нас 512 детей, однажды нарушивших закон. Поэтому наша задача-удержать их у опасной черты.

По итогам последнего мероприятия «Дети улицы», за два дня проверили 81 семью, 13 несовершеннолетних поставили на учет. Двоих детей «вернули» в школу, двоих трудоустроили. Возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком. На 2 родителей подготовлены документы о лишении родительских прав. Привлечены к административной ответственности 17 детей: 2 — за мелкое хулиганство, 5 — за распитие спиртных напитков, 2 — за занятие проституцией, 4 — за появление в общественных местах в состоянии токсического опьянения. Один ребенок помещен в центр временной изоляции.