10 ноября 1922 года из Петрограда ушел пароход, на котором из России высылалась очередная партия «мозгов» — 25 семей петербургской интеллигенции: философы, экономисты, историки, публицисты, журналисты и издатели. Ленин написал Сталину записку: «…Надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго… Арестовать несколько сот и без объявления мотивов: выезжайте, господа!».
За короткое время за границу были высланы последние «несговорчивые» и «неисправимые», а печальное судно навек получило наименование «Философский пароход». Подлинной причиной высылки интеллигенции являлась неуверенность руководителей советского государства в своей способности удержать власть после окончания Гражданской войны. С арестованных были взяты две подписки: обязательство не возвращаться в советскую Россию и выехать за границу за свой (при наличии собственных средств) или за казенный счет; давая подписку, каждый указывал в ней, что предупрежден о применении к нему ст. 7 Уголовного кодекса РСФСР, карающей «за самовольное возвращение в пределы РСФСР высшей мерой наказания».
«Исключение» было сделано для врачей: согласно принятому ранее решению Политбюро ЦК РКП(б), они подлежали высылке не за границу, а во внутренние голодающие губернии для спасения гибнущего населения и борьбы с эпидемиями. Высылаемым разрешалось взять одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок. Золотые вещи, драгоценные камни, за исключением венчальных колец, были к вывозу запрещены; даже и нательные кресты надо было снимать с шеи. Кроме вещей разрешалось, впрочем, взять небольшое количество валюты, по 20 долларов на человека, но откуда ее взять, когда за хранение ее полагалась тюрьма, а в отдельных случаях даже и смертная казнь.
Ровно 81 год спустя на комфортабельном четырехпалубном теплоходе «Мария Ермолова» очередная группа российских философов отправилась в заграничное турне. Но только на этот раз все они благополучно вернулись на Родину. С 10 по 17 августа 2003г. в Стамбуле проходил Всемирный философский конгресс. 140 человек российской делегации решили отправиться в Турцию водным путем через Черное море из Новороссийска. Омскую область представляла доктор философских наук, начальник кафедры философии Омской Академии МВД России профессор Любовь Денисова. На этой неделе корреспондент «МК в Омске» побеседовал с Любовью Владиленовной о философии, жизни и пароходах.
— В какой-то мере «философская» ссылка может быть и к добру, ведь благодаря этому пароходу они остались живы, их не расстреляли, — рассказывает профессор Денисова. — Они могли творить, писать книги, хоть и за границей, пусть они и долго доходили до нас, но все равно мы их читали.
Для того, чтобы попасть на конгресс, Любовь Денисова написала два года назад доклад «Философия и религия» и отправила в оргкомитет, ее работу приняли и пригласили в 2003 году в Стамбул. К тому же за участие в мероприятии пришлось выложить личные 200 долларов вступительного взноса.
В Стамбуле философы жили на том же теплоходе, который служил им плавучей гостиницей. На самом конгрессе собралось около 2-х тысяч человек со всего мира.
Несмотря на то, что сохранялась строгая рабочая обстановка, без курьезов не обошлось. На теплоходе состоялась презентация словаря глобалистики (что-то вроде энциклопедического словаря, только про процесс глобализации — ред.), после этого события многие участники конгресса узнали дорогу к «резиденции» российской группы, то есть на корабль. Зачастили гости, которые ощущали теплую и радужную обстановку и не спешили уходить. После небольшого дружеского ужина участники разбрелись кто куда, наутро помощник капитана обнаружил мирно спящего болгарина, разместившегося в шезлонге на верхней палубе.
— Мы были очень гостеприимными хозяевами, а эта публика (иностранцы) очень любит ходить в гости, вот они и одолели наш корабль. Как оказалось, иностранцы очень любят повеселиться на дармовщинку. У нас был свой ресторан, свои повара, и заходившим к нам шведам и американцам очень нравились русский борщ и котлеты на второе Болгарин даже остался ночевать под открытым небом и весьма был этим доволен
— А как относилась к вам команда корабля?
— Исключительно хорошо. Никаких конфликтов не было, люди интеллигентные и воспитанные. Только помощник капитана ворчал, чтобы его предупреждали о визитерах, поскольку прожорливые гости съедали все подчистую.
После работы на конгрессе по возращении домой российские философы продолжали вечером дискутировать уже в музыкальном салоне. Команда, привыкшая возить туристов и челноков, мотающихся в Турцию за дешевыми шмотками, находилась под впечатлением от увиденного: до позднего вечера вместо пьяных гуляний и дискотеки в кают-компании разворачивались «круглые столы» на глобальные темы. Дебаты затягивалось до часа ночи, во всех вариантах обсуждалась судьба России. А когда все разговоры завершались, дискутирующие оставались на танцы, пиво и кофе. С утра все расходились по своим делам.
История России и Турции очень сходны между собой. Мало кто знает, что в Турции тоже произошла революция, после чего страна стала советской, в этом они одинаковы с СССР. Но дальше обе страны пошли разными путями.
— Очень много похожего в судьбе обеих, — продолжает рассказывать Любовь Денисова, — и этот факт обсуждался у нас на корабле. Произошедшие революции дали совершенно разные результаты, турецкая сделала Турцию передовой страной, а Россию отбросила далеко назад. Россия, несмотря на свое географическое расположение на стыке Европы и Азии, по своему менталитету равно тяготеет к Западу. Любой живущий в Сибири или в Азии человек скажет, что он европеец. Мы себя числим в «той» культуре. А турки числят себя в азиатской культуре, хотя по экономическо-финансовым показателям они намного ближе к западному развитию. Это проявляется даже в политике отдаления от арабского и исламского мира.
Очередной Всемирный съезд философов состоится спустя четыре-пять лет, а 26 сентября в Омской Академии МВД России пройдет международная научная конференция «Онтология и аксиология права», где будут рассматриваться материалы, привезенные с конгресса в Стамбуле.