Впереди переживания матерей, суета в военкоматах, отлов «косящих», доказывание болезней…
Армии нужны здоровые солдаты — это понимают все.
Но что делать работникам военкомата, если «план» призыва недовыполнен? Грести всех подряд? Перепроверять больных: вдруг случилось чудо и кто-нибудь выздоровел? Все эти способы пойдут в дело.
КОМПЕТЕНТНО
Отсрочку для получения образования призывник имеет право использовать трижды: для окончания полной средней школы до постижения 20-летнего возраста; для учебы в среднем специальном учебном заведении (не более чем на три года); для учебы в вузе. Если студента отчисляют за хулиганство, прогулы или несдачу сессии он автоматически теряет право получить отсрочку для учебы в другом учебном заведении.
Отсрочку по семейным обстоятельствам получают по разным причинам. Дети до 3-лет или болезнь родителей — лишь часть из них.
Отсрочку по состоянию здоровья дают на полгода или на год. На деле это означает: до следующего призыва.
КСТАТИ
Минувшей весной из 17 тысяч омичей, подлежащих призыву, новобранцами стали только 3,5 тысячи парней. Более четырех тысяч ребят были освобождены от призыва. Большинство — по состоянию здоровья.
«БУДЕМ САНИРОВАТЬ АРМИЮ!»
1 июля вступило в силу новое положение о военно-врачебной экспертизе. Этот документ повышает требования к состоянию здоровья призывников и военнослужащих. И хотя общее количество болезней осталось прежним (их 89), те, кому очень не хочется служить, возлагают на новшество большие надежды.
Вердикт «не годен к воинской службе» получат призывники нетрадиционной сексуальной ориентации. Только доказать, что вы «такой», будет нелегко. В перечне «несолдатских» болезней данного заболевания нет. Новый документ основывается на международных нормах. Поэтому диагноз «голубой» вам никто не поставит. Но, как правило, у таких людей происходят личностные изменения в психике, нарушения эмоционального фона и поведения. А обладателей подобных изменений в армию не берут.
Не будут призывать на военную службу наркоманов. ВИЧ-инфицированные тоже перестанут пополнять ряды Вооруженных сил.
Рост менее 150 см и вес менее 45 килограммов теперь не являются абсолютными противопоказаниями к прохождению воинской службы. «Мелким и легким» после обследования эндокринологом дается отсрочка на 12 месяцев. Если призывник за это время не набирает положенные килограммы или сантиметры, то становится годным лишь во время военных конфликтов.
Среди послаблений в перечень заболеваний, освобождающих от службы, вошли болезни уха, наличие спиц при переломах конечностей. Наряду с послаблениями, появились и ужесточения. Некоторые сердечно-сосудистые заболевания, к примеру гипертония первой степени, теперь не станут причиной освобождения от службы. Просто призывника направят на службу, не связанную с боевой подготовкой и физической нагрузкой.
БОЛЬНОМУ ГОТОВ ДИАГНОЗ «ЗДОРОВ»
Мытарства омича Алексея Логанова продолжаются почти год. Невзирая на акт врачей о негодности призывника к военной службе, военкомат Омского района пачками шлет ему повестки.
Эта эпопея началось во время весеннего призыва. Алексею исполнилось 18 лет — и его тут же атаковал военкомат. Леша как раз лежал в больнице: проходил очередной курс лечения. Диагноз у парня серьезный — «поллиноз, хроническая крапивница, отек Квинке, аллергический ринит и аллергический конъюнктивит».
«С этой болезнью армия категорически противопоказана», — заверила Алексея лечащий врач. Но не тут-то было!
Призывника заподозрили в попытке «откосить» от армии, направили на врачебную комиссию. Хирург, окулист, невропатолог, лор, терапевт поставили ему диагноз «здоров». И неудивительно, ведь к ним у парня жалоб нет. Он состоит на учете у аллерголога, а заболевание можно диагностировать только с помощью специальных проб.
Небрежно перелистнув медицинский акт из областной больницы, доктор сделал заключение: «Поздно ты вспомнил о своих болячках, пойдешь в армию — сразу все забудешь!»
От таких слов Алексей оторопел. А домой принес известие: через два дня быть с вещами в военкомате… Мама Леши обегала все инстанции, но нигде не добилась справедливости. «Больного сына я в армию не отдам!» — говорит она. В военкомате уверены, что ее сын «косярик». «По мнению здешнего доктора, — говорят Логановы, — в армию не ходят безрукие, безногие и парализованные».
В положении о военно-врачебной экспертизе указано, что аллергические заболевания относятся к кожным. Недолго думая, доктор отправляет Алексея на обследование в… кожвендиспансер. Венеролог только посмеялся: «Что там за врач в военкомате сидит? Вас не ко мне, а к аллергологу направлять нужно!» С горем пополам Леше дали отсрочку на полгода, хотя в акте русским языком написано: «заболевание лечится не менее 6 лет». Аллерголог Елена Надей возмущена сложившейся ситуацией: «У ребят в других военкоматах с этим диагнозом никогда проблем не было, а тут вообще что-то непонятное творится!»
Наступил осенний призыв — и в почтовом ящике Алексея снова лежит повестка. Доктор стал разговаривать с призывником резче. Он явно намерен отправить его в армию. Даже если парень получит отсрочку до следующего призыва, весной история с военкоматом повторится. И сколько будут длиться эти мучения — неизвестно. Пока здоровые откупаются, Родина-мать зовет служить больных…