Юрий Петрович родился 10 апреля 1952 года в городе Сухэ-Баторе Монгольской ССР, где тогда работали его родители. Вскоре вместе с семьей переехал в город Помошная Украинской НР, там окончил среднюю школу. В 1969 году приехал в Омск и поступил в строительный техникум на вечернее отделение, параллельно работал на мебельной фабрике №1. Через год его призвали в армию, служил на Тихоокеанском флоте гидроакустиком на малом противолодочном корабле. Демобилизовавшись в 1973 году, перевелся в Кировоградский строительный техникум, который окончил с отличием.
По распределению попал в город Комсомольск-на-Днепре, работал бригадиром СМУ «Рудстроя». В 1975 году приехал в Омск, устроился в Омскцелинстрой. Занимал должности мастера, прораба, начальника участка ПМК-343, одновременно учился на вечернем отделении СибАДИ на факультете «Промышленно-гражданское строительство». В 1983 году окончил институт и был направлен в Нижнюю Омку начальником ПМК-266 «Омскцелинстроя». После приватизации ПМК переименовали в ОАО «Нижнеомскцелинстрой», а он стал его генеральным директором.
Ему присвоено звание «Заслуженный строитель РФ».
Женат, две дочери, три внучки.
Юрий СТРЕЛЕЦ, директор государственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Омской области Облжилкомхоз.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) во все времена страдало от недофинансирования, поэтому в этой сфере всегда было полным-полно проблем. Когда-то в ЖКХ направляли проштрафившихся руководителей из других отраслей народного хозяйства. В постсоветские годы ЖКХ, средств на которое стали выделять еще меньше, разваливалось особенно стремительно. Ситуация в Приморье убедительно показала, что пренебрежение проблемами ЖКХ ставит под угрозу социональную безопасность страны. На самом высоком уровне недавно ЖКХ было признано приоритетным направлением, чтобы вся страна в следующую зиму не превратилась в Приморье. В Облжилкомхозе больше года не было директора, наверное, не могли найти достойную кандидатуру или никто не горел желанием взваливать на себя тяжелый груз проблем областного ЖКХ. Однако недавно смельчак все же нашелся, и «КВ» решили расспросить нового директора Облжилкомхоза Юрия СТРЕЛЬЦА о жилищно-коммунальных областных проблемах.
— Юрий Петрович, признайтесь: как вы решились пойти на столь хлопотную должность?
— Мне сделали предложение, сказали, что я перерос ту должность, которую занимал много лет, я не смог отказаться. Строительство и ЖКХ очень близки по сути, но все же существенно разнятся. Так что мне предстоит разобраться в новой для меня работе. Передо мной поставлена задача — поднять областное коммунальное хозяйство, это тяжелый фронт работы, но надеюсь, что справлюсь.
Беды районных ЖКХ мне понятны и доступны, в основном они проистекают из того, что «финансы поют романсы». Пока я морально и физически втягиваюсь в новую работу, когда вникну во все нюансы — будет легче. Пока идет внедрение в проблемы, наработка знаний, но уже видно, какой огромный объем работы мне предстоит. Но отступать я не привык, постараюсь оправдать оказанное мне доверие.
— Что вы уже успели за месяц директорства?
— Пока съездил в четыре района — Азовский, Большеуковский, Калачинский и Усть-Ишимский, познакомился с местным ЖКХ. Особенно запущенное хозяйство в северных районах: очень много технических и кадровых проблем. Чтобы выработать линию реорганизации, нужно собрать информацию, поэтому постепенно буду объезжать все районы. У коммунальщиков в работе два периода: подготовка к зиме и сама зимовка. Чтобы в морозы не действовать пожарным методом, нужно уже сейчас думать о следующей зиме. Как подготовимся — так и перезимуем.
В ближайшее время проведем инвентаризацию всех районных котельных, задействуем Гостехнадзор. Нужно точно определить, сколько горючего необходимо каждой котельной на зимний период. По нашим подсчетам, 15-20 процентов угля , а в северных районах до 30%, завезеного для котельных, внаглую разворовыется местными жителями. Не хочу клеймить селян, ведь многие просто не имеют средств, чтобы честно приобрести сильно подорожавшее топливо. Нужно создать условия, чтобы люди были в состоянии запасать уголь и дрова на зиму, использовать местные теплоэнергетические ресурсы, организовать элементарную охрану государственного топлива.
В перспективных планах — строительство районных мини-ТЭЦ. В Называевске уже есть турбогенератор, но со строительством пока много вопросов. Есть намерение переоборудовать центральную котельную и у Калачинской администрации, экономисты подтверждают, что производить электричество на местах будет выгодно. Еще одно из направлений — газификация города и области. Нужно уделять больше внимания тем местностям, куда уже подведен газ, пока там период застоя, один-два объекта подключены, остальные ждут своей очереди.
Необходимо как можно шире использовать более дешевый, чем другие виды топлива, газ, чтобы уменьшить затраты на ЖКХ. Будем стараться в большей степени подключать к газу и другие объекты ЖКХ. Но пока не решена проблема кредитования подключения к газу населения , ведь у многих просто нет денег. В общем , основные направления определены, теперь главное — не делать резких телодвижений. Коммунальщики, как и врачи, должны руководствоваться принципом — не навреди.
— В последние годы, когда было противостояние областной и городской власти, Облжилкомхоз принял на свой баланс много городского жилья. Насколько тяжела ноша по его содержанию, и не собираетесь ли передавать его городским властям?
— У нас на балансе 1,6 млн. квадратных метров городского жилья. Недавно выполнили указ губернатора и приняли жилой фонд Сибкриотехники, сейчас все документы окончательно утверждаются в комитете по управлению имуществом. Ведомственное жилье приходит к нам в крайне запущенном состоянии. Так, один из домов, переданный ПХБО «Восток», вообще оказался аварийным, теперь предстоит расселять жильцов и делать капремонт. А «востоковские» коммуникации пришли к нам в критическом состоянии. Все теплотрассы надо менять.
Больше всего жилья приняли от ПО «Полет» — 450 тысяч квадратных метров, на многие дома это предприятие до сих пор не оформило землеотводные документы. «Полетовским» жильем последние годы толком заниматься у владельца не было средств, поэтому вынуждены были принимать его как брошенное. Серьезная проблема с водоводом в «полетовском» жилмассиве по ул. Кирова — 13,5 км не переданы Водоканалу. Большие сложности с эксплуатацией этого водовода, ведь ни техники, ни мастерской нет, одна контора бывшего «полетовского» ЖКО-7. В этом микрорайоне три школы детско-юношеского творчества, которые наполовину пустуют, мы просим, чтобы нам передали одну из них под обустройство базы для выполнения ремонтных работ. Кроме того, там есть брошенная баня, которую тоже хотим взять на свой баланс и запустить в эксплуатацию. Вроде бы в администрации Октябрьского округа обещают пойти навстречу.
— Кроме ведомственного жилья, за которым предприятия хоть как-то следят, есть и совершенно заброшенное, ничейное жилье, владельцы которого либо разорились, либо отказались от него. Что думаете делать с жильем, которое просто не у кого принимать?
— По брошенному жилью пока нет полной определенности. Власти должны четко определить: кто будет им заниматься — мы или департамент городского хозяйства. Но мы в любом случае в ближайшее время займемся инвентаризацией, чтобы точно выяснить, сколько же в городе брошенного жилья. Такое жилье нужно срочно принимать на баланс, ведь люди не виноваты в том, что его прежний владелец разорился. Подобная ситуация вызвана, на мой взгляд, пробелами в законодательстве о банкротстве.
Прежде чем объявить какое-то предприятие банкротом, суду нужно посмотреть: а стоит ли у него на балансе жилой фонд, решить, кому его передать. А то получается, что предприятие распродается, а люди в брошенных домах остаются без воды и тепла. И вообще должна быть персональная ответственность руководителей за жилье, вплоть до уголовной.
— Что еще волнует нового директора Облжилкомхоза?
— По районам страшный бич — это проблема канализации. Никто не считает, сколько уходит денег на выгребную канализацию, население платить 10% от фактических затрат на нее. Из-за отвратительного финансового положения выгребами никто толком не занимается, это наносит большой урон экологии. Называевск, Павлоградка, Русская Поляна, Таврическое уже экологически непригодны для жизни в этой местности: из-за выгребов ничего не растет, происходят постоянные затопления, потому что грунтовой воде просто некуда деваться. Нужно срочно строить в районах централизованную канализацию, для начала выводить стоки на поля орошения, что позволит снизить уровень грунтовых вод.
В ЖКХ нужно наводить порядок, особенно в финансовых вопросах. Пока нормативы заниженные, а цены завышенные, по отоплению есть много вопросов. Больше всего удивляет большой разброс по стоимости гигакалории: у котельной в поселке Дальнем — 1100 рублей, а у почти такой же в санатории «Коммунальник» — 400. Надеюсь на существенные изменения после воплощения в жизнь проекта теплоснабжения Омска, разработанного Омскэнерго и поддержанного областной администрацией.
— Почти одновременно с вами был назначен вице-губернатор по коммунальным вопросам Виктор ШРЕЙДЕР. Вы с ним работаете в одной упряжке?
— ЖКХ — это основа социальной безопасности, спокойствия, уравновешенности. Все наши беды — от плохой работы ЖКХ. И это мудрое решение, что за большое, сложное хозяйство будет отвечать конкретный вице-губернатор. Виктор Филиппович человек серьезный, опытный, вдумчивый, он будет коренником, я — пристяжным, уверен, будем работать дружно, вместе постараемся сдвинуть накопившийся воз жилищно-коммунальных проблем.
Моя мечта — научить людей, работающих в ЖКХ, гордиться тем, чем они занимаются, а окружающих — уважать труд коммунальщиков. Такое взаимоуважение является, на мой взгляд, основой социального, политического, экономического спокойствия в любом регионе. Коммунальное хозяйство — это лицо города и области. Пока надо признать, лицо ЖКХ не слишком привлекательное, но будем стараться, чтобы стыдно за него не было.
— Ну и традиционно хочу спросить: чем живете окромя руководящей работы?
— Сейчас мало на что остается времени: работаю с 7.30 до 2о часов, успеваю вечером только посмотреть «Новости» и сразу ложусь спать. Выходные тоже приходится прихватывать, чтобы успеть сделать, что наметил. А вообще люблю съездить на охоту, только я немножко охотник, а в основном езжу для общения с природой и друзьями. Люблю вкусно готовить, особенно восточные блюда — хашламу, шурпу, друзья говорят, что у меня это неплохо получается.
Пчелами увлекаюсь, развожу уже много лет, свой мед вкуснее покупного. Из книг предпочитаю исторические, особенно Валентина Пикуля, только вот читать некогда. Моя супруга пока осталась в Нижней Омке, но дочки здесь. Старшая преподает в торговом колледже, а младшая учится на юрфаке ОмГУ. Много радости доставляют внучки, но на них тоже времени остается мало.