"КРОХОТНОЕ БОГАТСТВО" ВЛВДИМИРА СЕЛЮКА

«КРОХОТНОЕ БОГАТСТВО» ВЛВДИМИРА СЕЛЮКА

В начале октября в бывшем генерал-губернаторском дворце, а ныне музее им. Врубеля открылась новая выставка известного собирателя омской старины, директора музея городского быта и главного специалиста по культурному наследию городского управления культуры Владимира Ивановича Селюка

Выставка под названием «Крохотки» была приурочена автором к собственному шестидесятилетию и стала не только своеобразным подведением итогов очередного жизненного этапа, но и настоящим подарком юбиляра городу.

Экспонаты, выставленные Владимиром Ивановичем в музее Врубеля, собирались им в течение сорока лет. А идея выставки пришла Селюку давно, после визита в наш город А. И. Солженицына. «Мне довелось, — рассказал Владимир Иванович, — все время быть рядом с Александром Исаевичем и наблюдать за тем, как он после какого-то разговора, встречи с омичами делал пометки в свой полевой планшет. Я понял, что из таких заметок и рождаются его произведения. А потом он подарил мне с дарственной надписью свою книгу «Крохотные рассказы»…» К тому же выставка, состоящая из почти тысячи экспонатов, лишь крохотная — одна шестидесятая — часть богатейшего собрания Владимира Ивановича.

Все, что представлено сегодня в музейных залах, когда-то было частью реальной жизни городских обывателей. И от многих вещей, и от самой той эпохи остались лишь крохотные осколки. Лишь внимательному исследователю по силам воссоздать дух времени по таким крупицам. Селюку это великолепно удалось, и чувство это передается каждому посетителю выставки.

У Владимира Ивановича совершенно особый взгляд и особое чутье на старину. Предметы быта разных лет попадают в его руки по-разному. Что-то в силу своих финансовых возможностей он покупает, очень многое ему дарят, а что-то Селюк просто находит на улице, проходя мимо старых домов, идущих на слом.

— Например, вот этот красивый ставень с дома на бывшей улице Плотниковской, ныне бульвар Мартынова, я подобрал в 1991 году. Деревянная резьба представляет интерес своей разнородностью — тут и элементы царской пятирублевой банкноты, и модерн… Сам сумел только снять, дотащить до дома помогли горожане. И таких вещей, выброшенных на помойку, у меня немало. Часть из них уже стала экспонатами наших крупнейших музеев…

За каждой тряпочкой, чашечкой, гвоздиком Владимир Иванович умеет видеть историю. Вот проект дома омского купца, а подписан он архитектором А. Н. Трубецким- (потомком ссыльного декабриста), которого расстреляли в лихом 1937-м. Так в Сибири оборвался один из знатнейших русских родов… А вот вышитые сорочки, узор которых говорит о том, откуда приехали в Омскую область вышившие их женщины. Одну из сорочек, кстати, Владимир Иванович привез из Парижа, это подарок графини Веры Арсеньевны Муравьевой, и рубашке этой около ста двадцати лет. Родители Веры Арсеньевны взяли ее с собой на память, покидая родину навсегда. А спустя восемьдесят лет она оказалась у Селюка, собирателя архивов русской эмиграции.

Трудно поспорить с тем, что в советское время мощный толчок к развитию Омска дала война, когда сюда, в сибирский тыл, были эвакуированы крупные заводы и тысячи жителей европейской части СССР. Владимир Иванович скрупулезно восстановил места, где строились бараки для переселенцев, размещались госпитали, склады, бани, детские дома, призывные пункты, появлялись городские ответвления железной дороги… Таким образом, получилась карта Омска военных лет, которую в единственном экземпляре издала Омская картографическая фабрика. Теперь она имеет полное право стать приложением к учебнику истории.

Особая гордость коллекции Селюка — сводчатая железная дверь с тяжелыми коваными петлями и большие кирпичи, некогда лежавшие в основании старейшего в Омске каменного здания — Воскресенского военного собора, заложенного в 1768 году. Вот «откуда есть пошло» православие в нашем городе! С этим собором связаны многие известные люди — в нем крестили Врубеля и Карбышева, в тяжелые моменты жизни по нескольку раз в день посещал службы Достоевский, строили его под руководством Шпрингера — основателя второй омской крепости. Собор простоял почти двести лет и был снесен в 1955 году. Вот какую святыню в Омске надо восстанавливать…

Жизнь семьи состоит из мелочей, а для краеведа мелочей быть не может. Бережно собирается и хранится все — тепловые и духовые чугунные утюги, дверные петли, замки и ключи всех размеров, колокольчики и шкатулки, кирпичи с именными клеймами омских заводчиков XVIH-XX вв. — из них омичи строили дома, а Владимир Иванович потом подбирал их на развалинах, и даже осколки старинных чашек и блюдец.

Вот висят на стене акварельные зарисовки уголков Омска преподавателя кадетского корпуса А. Куртукова. Здесь же фотографии известных в дореволюционном Омске подрядчиков Кулолаевых, при участии которых были построены павильоны знаменитой омской сельскохозяйственной выставки 1911 года и многие другие здания города. И опять предметы быта — лапти, лоскутное одеяльце, горшки, рубель и скалка и многое другое.

Историкам, краеведам и этнографам еще предстоит сделать окончательный вывод об истории создания и становления Омской области, и лучших свидетельств, чем реальных предметов обихода, не найти. Коллекция Владимира Ивановича еще ждет пытливого исследователя, который до мельчайших деталей восстановит по ней и опишет жизнь города 100-200-летней давности…

Следующий зал выставки стилизован под обычную квартиру горожанина среднего достатка начала прошлого века, здесь мог жить учитель, врач, чиновник. Первый стенд посвящен молодой женщине, ведущей светский образ жизни. У нее на туалетном столике стоит флакончик французских духов, для посещения театра есть маленький перламутровый бинокль, а для бала — длинные, до локтя, перчатки. Иногда она любит полакомиться шоколадными конфетами или крошечной рюмочкой ликера, а на улицу выходит не иначе как в шляпке модного цвета фуксии.

А у более взрослой женщины, хозяйки дома и матери семейства, интересы другие. У нее в буфете выставлен чайный сервиз Кузнецовского завода, в уголке обязательно присутствует швейная машинка фирмы «Зингер», а на столике с мраморной столешницей красуется медалями самовар. Гордость любой матери — дети, и потому здесь же висят фотографии юных омичек — учениц первой женской гимназии и их похвальные грамоты. Тут же и детский уголок — крошечная куколка с малюсенькой фарфоровой посудкой и игрушечным утюжком, книжки знаменитой детской писательницы Л. Чарской, «Крохотный русско-французский словарик» и уникальное миниатюрное издание XIX века «Евгения Онегина»…

В красном углу сохранялась божница — икона в серебряном окладе, украшенная рушником, и лампадка. А вот крохотные фотоснимки Омска начала прошлого века — первый автобус, давно исчезнувший с карты города мост, старый цирк, первый памятник Ленину…

Дальше — кабинет хозяина. В резной этажерке — старинные книги Некрасова, Гоголя, юбилейное издание «Жизни Суворова»… Над письменным столом ювелирной работы вышивка бисером и опять фотографии, фотографии, фотографии… Интерьер довершают ореховый комод, старинная пишущая машинка и ломберный столик, обтянутый зеленым сукном, а на нем — карты, интересные надписью: «В пользу императорского воспитательного дома». Весь доход от продажи карт в царской России шел на содержание сирот! Есть чему поучиться нынешним президентам…

В третьем зале — Россия зарубежная. Не все люди, чьи личные вещи выставлены здесь, жили в Омске, но все они жили в той стране, которой больше нет, и оставались русскими до конца своих дней. С некоторыми из них Владимиру Ивановичу выпало счастье быть знакомым лично, и каждый год из своих поездок в Париж он привозит новые реликвии.

Одна из витрин рассказывает о великом русском художнике Константине Маковском. Его личные вещи — иконку-складень, перстень, трость, чайную чашку, фотографии — передал Селюку муж внучки художника Морис Фламон, преподаватель Сорбонны. В другой собраны книги из семейных архивов русских эмигрантов, редкие, каких в Омске больше нет, многие из них — с автографами бывших владельцев: фамильный новый завет князей Оболенских, сборник стихов Пушкина на французском языке 1847 года издания, альбом для стихов 1799 г…

Чуть дальше — стенды, посвященные русской сцене начала прошлого века. Здесь и эскиз декорации к опере «Князь Игорь», сделанный сыном Шаляпина Борисом, и портрет самого Федора Ивановича с автографом, и фото некогда известной русской певицы Марианны Черкасской. А вот огромный фолиант, мечта модниц конца позапрошлого века — книга парижской моды на 1881 год с рисунками и подробнейшими инструкциями по изготовлению того или иного туалета.

Уголок русского офицерства отражает высокий дух русской эмиграции и ее неиссякаемую, болезненную тоску по утраченной родине. Многие десятилетия архивы, вывезенные из России, бережно хранили потомки этих людей, и вот наконец реликвии заняли подобающее им место в музейном зале.

На роскошном резном двухтумбовом столе, обтянутом зеленым сукном, лежат книги, принадлежавшие генерал-лейтенанту Н. Н. Стогову, который возглавлял на чужбине «Союз русских офицеров». В витрине, под стеклом — книга генерала А.И. Деникина «Кто спас Советскую власть от гибели» с автографом автора, шитые серебром офицерские погоны, башлык и серебряные шпоры… На стене — любительский снимок Николая II в окружении офицеров, подлинная фотография его дочерей, есть и альбом высшего русского офицерства 60-х годов XIX века. Мало в каком провинциальном музее хранятся подобные раритеты.

А вот реликвии Омского кадетского корпуса — правила поступления вековой давности, подлинная французская азбука, написанная П. Мозером, преподавателем кадетов, погоны, значок и чернильный прибор воспитанников корпуса, и рукопись шутливой кадетской песенки, которую распевали больше ста лет назад…

В зале много мебели, в основном венских стульев всевозможных моделей. С разрешения Владимира Ивановича я присела на старинной кожи стулья, один из которых принадлежал семье А. Н. Бенуа, а другой — семье знаменитого русского географа П. П. Семенова-Тян-Шанского. Эти стулья Селюк в разобранном виде вывез из Парижа и сам отреставрировал. По уровню комфорта даже сейчас они дадут фору любому офисному креслу…

На газетной странице невозможно описать почти тысячу экспонатов выставки, за «крохотным» названием которой таится огромная любовь к своему родному городу и не менее, огромный труд по сбору вот таких «мелочей». Спустя два месяца все эти богатства опять уйдут в коробки, потому что уже который год не может Селюк «выбить» под музей городского быта бывший дом купчихи Кузьминой по ул. Войсковой, 7, как нельзя лучше подходящий для этих целей. Так и лежит мертвым грузом, недоступным для омичей, дух омской старины. А потому — спешите видеть старый Омск. Выставка в музее Врубеля работает с 10 до 18 часов.