ВОЗВРАТА НЕТ?

ВОЗВРАТА НЕТ?

Жизни на игле не бывает. Известно, что у тех, кто выбрал этот кайфовый, но страшный путь, есть только два конечных пункта: тюрьма или смерть

От передозировки или необратимых процессов в организме, вызванных употреблением наркотических веществ, за сутки в Омске в среднем умирает один молодой человек. Сколько наркоманов сегодня обретается в местах не столь отдаленных, подсчитать достаточно сложно, так как там они попросту лишены возможности употреблять наркотические препараты.

Официально на учете в областном наркодиспансере сегодня состоят 7600 человек, злоупотребляющих психоактивными веществами. Подавляющее большинство — жители Омска, одна седьмая часть от общего количества — лица, не достигшие возраста 18 лет.

По мнению экспертов, которые занимаются проблемами наркомании, чтобы представить реальное количество наркозависимых в области, официальные цифры нужно, не сомневаясь, увеличить в 8-10 раз. С этим, пожалуй, согласятся и правоохранительные органы, признающие, что на территории региона сегодня проживают порядка 70 тысяч наркоманов. Эта цифра достаточно велика, если брать в расчет, что среди пристрастившихся к зелью преобладают люди, не достигшие 30 лет. Редкий наркоман доживает до этого возраста, если у него не случается перерывов в приеме наркотиков. Средняя продолжительность жизни на игле составляет 5-8 лет, и, соответственно, чем раньше подросток начинает употреблять «тяжелые» наркотики, тем меньший срок отпущен ему.

Омоложение наркомании в регионе, по словам заместителя главного врача областного наркодиспансера Веры Дроздовой, произошло еще несколько лет назад. И сейчас средний возраст начинающего наркомана застыл на отметке 15-16 лет.

Похоже, именно за счет этой категории несовершеннолетнего населения в области уже на протяжении 10 лет происходит ежегодный прирост заболеваемости наркоманией, достигающий порой до 20% в год. Постоянно увеличивается доля злоупотребляющих психоактивными веществами женщин, причем темпы роста женской наркозависимости на сегодняшний день выше, чем мужской.

Основополагающей причиной, по которой подростки начинают употреблять наркотики, как считают специалисты, являются внутрисемейные отношения. Причем спровоцировать и подтолкнуть ребенка к наркотикам родители могут как безразличием к его жизни, так и гиперопекой.

— Иногда становится страшно, — замечает Вера Антоновна, — когда родителя приходят к врачам с вопросом: употребляет ли их сын или дочь наркотики? Хотя, как выясняется, подросток «сидит» на игле почти год и даже непосвященному заметны изменения не только в его характере, но и во внешности.

Наркоторговцы не случайно ориентируются в основном на молодежь. Подростки, что связано с гормональной перестройкой их организма, как правило, не устойчивы как физиологически, так и психологически. Для них характерны перепады настроения, взрывы эмоций, неудовлетворенность и неуверенность в себе. И хотя сегодня большинство ребят знают, чем они рискуют, решившись на пробу наркотика, не многие находят в себе силы отказаться, когда им предлагают совершить этот опыт в компании. Никому не хочется прослыть слабаком или стать изгоем в кругу тех, чьим мнением привык дорожить.

— Никого не «сажают» на иглу насильно, — продолжает Вера Дроздова. — За всю мою практику был только один 15-летний подросток, который уверял, что ему кололи наркотик без его согласия. И то эта легенда, скорее всего, была придумана юным наркоманом для отца — преуспевающего бизнесмена, чтобы вызвать сочувствие, избавить себя от излишних претензий с его стороны. Мальчик был достаточно умным и хитрым, а нам известно, что чем выше у человека интеллект, тем более изворотливым он становится, начиная употреблять наркотики.

Неоднократно проводившиеся в Омске социологические исследования, касающиеся проблем наркотизации подростков, анкетирование школьников показали, что нынче наркотики стали гораздо доступней, чем это было лет 10 назад. Порой молодым людям действительно проще купить, скажем, «травку», а то и героин, чем алкогольные напитки. В результате опросов выяснилось, что 90-95% из тех 15-16-летних ребят, кто курит табак, пробовали курить и марихуану.

На первый взгляд, препарат конопли — относительно безобидный наркотик. Зависимость к нему формируется достаточно долгое время: на протяжении 1-1,5 лет. Однако у многих молодых людей она так и не успевает сформироваться, так как они уже через короткое время начинают пробовать более тяжелые наркотики.

История болезни обычного пациента, по словам Веры Антоновны, выглядит так: в 12 лет подросток начинает курить табак, в 14-16 — пробует коноплю. Затем, если он в течение года не перестает употреблять ее, у него появляется интерес (или потребность) к опиатам.

Впрочем, приобщение к «дури» молодые люди могут не обязательно начинать с «травки». В последние годы в Омске значительно возрос процент наркоманов, употребляющих героин. И сегодня «героинщики» составляют большую половину из общего числа обратившихся за помощью в лечебные учреждения наркоманов.

Героиномания, как известно, более злокачественная разновидность опийной наркомании. Зависимость от этого полусинтетического зелья куда как тяжелее, а «ломка» — гораздо болезненней, чем от многих наркотиков. Потому неудивительно, что растет смертность в среде наркоманов, а полностью излечившихся от этого пагубного пристрастия насчитываются единицы.

Наркомания во всем мире считается заболеванием хроническим. Все, что происходит с человеком в результате злоупотребления наркопрепаратами: изменение психики, нервной системы, внутренних органов (масса различных соматических заболеваний), остается даже тогда, когда он давно «соскочил» с иглы. Несколько лет, проведенных «под кайфом», напоминают о себе организму наркомана всю оставшуюся жизнь.

Для того чтобы избавиться полностью от власти наркотиков, человеку требуются годы. Так что пусть не обольщаются те, кто, пробуя «зелье», рассчитывают, что смогут в любой момент от него отказаться. Даже наркоманы, пережившие «ломку» и сумевшие воздержаться от наркотиков неделю, месяц, полгода, не могут гарантировать, что не вернутся к ним вновь. «Спрыгнуть» с иглы многих вынуждает безденежье, желание уменьшить ежедневную дозу. Но в этом случае одного желания мало. Наркотики — это бездна, на подъем из которой не у многих хватает сил. Всего 6-8% наркоманов способны прожить без зелья на протяжении года, и только половина из этих воздержавшихся не возвращаются к наркотикам вновь. Остальных любителей кайфа, как это ни страшно, ждет бесконечная погоня за кайфом, мучительная и бесполезная жизнь и смерть в самом расцвете лет.

Пока не поздно, обращайтесь за помощью. Телефон анонимного кабинета областного наркодиспансера: 30-27-31.