Но когда вместо ароматов сирени из подворотен несет помойкой и приходится регулярно месить грязь по колено, чтобы пройтись по переулку… Не говоря уже о том, что эти забытые кварталы постоянно затапливают талые грунтовые и, простите, фекальные воды… Ностальгию снимает как рукой…
В прошлом году, например, досталось целому кварталу, что на углу улиц 16-я Линия и Лермонтова: ночью прорвало подземный трубопровод — и кипяток хлынул в погреба, уничтожил припасы, залил почти по самые окна вросшие в землю хибарки… Конечно, какую-то часть средств пострадавшим компенсировали, но кто застрахован от подобных сюрпризов в дальнейшем?
А домишки, скажем, в пойме Омки — что ласточкины гнезда. Прилепились к склону, и почти в каждом дворе — лодка. На случай паводка или наводнения. Пуганый уже народ.
Темные одноэтажные улочки Передовые — в Ленинском округе. Контингент здесь своеобразный: немало безработных, пьющих и криминальных личностей. Тут воруются крышки от канализационных люков — а потом туда (были случаи) падают дети. Кучи мусора вырастают прямо посреди улиц. Вот так мы сами создаем себе «уют и благоустроенность»…
На что сегодня обречен омский частный сектор? Основная забота об этих кварталах возложена на администрации округов. В частности, на их коммунальные службы. Но поскольку бюджетные средства весьма ограничены, то и решить все проблемы разом не удается. Исчезнут крышки от люков — приедет «Водоканал» и положит новые. Прорвет коллектор — примчится аварийная служба. Накопится мусор — надо искать транспорт и вывозить… Причем, как пояснили нам в «Спецавтохозяйстве по уборке города», штатные мусоровозы неблагоустроенный сектор не обслуживают. Поэтому свалки там — стихийные. И их ликвидация требует дополнительных затрат.
Что же касается перспектив асфальтирования дорог, установки дополнительного освещения на темных улицах — это, видимо, настолько деликатный вопрос, что его совершенно неприлично задавать чиновникам. По крайней мере, ничего вразумительного на этот счет выяснить не удалось. А как дела, например, с газификацией и центральным отоплением?
— Мы всю зиму сидели совсем без отопления, — жаловались нам жильцы одного из домов по улице Карпинского в Старом Кировске, — потому что где-то неподалеку меняли трубы. И так получилось, что несколько частных домов нашей улицы «случайно» оказались отрезанными от теплоснабжения. Нам сказали: не хотите мерзнуть — скидывайтесь на прокладку труб и запуск воды. А где тут со всех соберешь, если в одном доме — старушка, в другом — алкаши…
Если же, например, жители частного сектора хотят таких же благ цивилизации, как и те, что живут в благоустроенных домах, — нужно платить. Вышеназванный случай, наверное, все же из ряда вон выходящих. Но капитальный ремонт своих построек частники должны делать сами. И на врез в трубопровод и отвод трубы на свою улочку сами должны коллективно скидываться.
Конечно, живут в частном секторе и толстосумы: коттеджи, похожие на дворцы, возвышаются среди лачуг. Там и автономное отопление, и прочие блага, вплоть до «зимних садов». Но вряд ли кто из них готов стать, к примеру, спонсором асфальтирования собственного переулка…
Когда-то был разработан генеральный план застройки Омска. Там говорилось о сносе старых кварталов, об облагораживании центральной части нашего города. Но времена меняются, и планы приказывают долго жить. В последнее время Главомскархитектура дает разрешение на строительство новых домов и коттеджей в зоне частного сектора. Разумеется, при наличии у «застройщика» прав на земельный участок. То есть, чтобы не сносить «под нож» целые кварталы, а постепенно застраивать захолустные зоны красивыми зданиями.
Как это делается? Либо богатые дети строят новый дом в старом родительском дворе. Либо кто-то скупает один или несколько участков с ветхими избушками… Однако истинные, «коренные» жители частного сектора очень держатся за свое жилье. Пусть убогое — но это хоть крыша над головой.
— Мы боимся, что опять примут решение сносить частный сектор, о чем нам говорили еще пятнадцать лет назад, а новое жилье не предоставят, — рассказывает жительница полуразвалившегося домика на одной из центральных улиц Омска. — Раньше мы бы радовались, что в благоустроенную квартиру попадем. А теперь — в общагу какую-нибудь старую? Жилья-то нынче не много строится…