«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ — БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО…»

Проблема здоровья детей всегда волновала не только специалистов органов здравоохранения, но и образования

Однако наблюдаемые тут в последние годы тревожные тенденции заставили обратить на них более пристальное внимание. К примеру, четвертый год омские школы участвуют в программе «О тебе», разработанной Министерством образования совместно с Российской ассоциацией планирования семьи, которая позволяет дать учащимся 7-9 классов знания о том, как сохранить здоровье в период взросления. К сожалению, в нынешних социально-экономических условиях сохранение здоровья детей зависит не только от усилий медиков и педагогов. Нельзя забывать об экологии, материальном уровне семей, во многих из которых ребята не получают нормального питания и ухода.

Анализ показывает, что 93 процента учащихся школ города имеют хроническую патологию. Причем с возрастом распространенность заболеваний растет. Каждая вторая старшеклассница имеет несколько хронических заболеваний (а это будущие матери), и только один из пяти юношей призывного возраста здоров и может служить в армии. Конечно, при таком здоровье не все в состоянии освоить учебную программу. Поэтому нередко приходится сталкиваться с физическими и психическими срывами у детей, с отклонениями в поведении.

В то же время результаты диагностики валеологической грамотности показывают, что 80 процентов их не понимают, что такое здоровый образ жизни. А на вопрос о том, что такое здоровье, полный и правильный ответ могли дать только 15 процентов родителей и 20 процентов педагогов… Поэтому не случайно сегодня в городских школах активно внедряются программы обучения здоровому образу жизни, физкультурно-оздоровительные технологии, около ста педагогов прошли подготовку в Сибирской академии физической культуры. Создание единого валеологического образовательного пространства — на сегодня одна из важнейших задач управления образования города.

Что же касается перегрузок, то, к примеру, переход начальной школы с трехлетнего обучения на программу «1-4» — реальная возможность освоить курс без срывов, спокойно, располагая достаточным временем и для изучения нового материала, и для его закрепления. Конечно, у старшеклассников нагрузки возрастают многократно, но и тут далеко не все зависит от педагога, его требований на уроке и объема домашних заданий. Важно, насколько усваивает ребенок уроки в школе и насколько рационально он распределяет свое внеурочное время. То есть важен распорядок дня, умение отдыхать — словом, нормальный образ жизни. Что ж, в наше время быть здоровым — это большое искусство…