СОБИРАЯ ПРОШЛОЕ ПО КРОХАМ

СОБИРАЯ ПРОШЛОЕ ПО КРОХАМ

Музея городского быта у нас еще нет. Еще в стадии выбора помещение под постоянное размещение его экспонатов, но уже в нескольких местах Омска открыты выставки, где кое-что из будущего музея выставлено

В частности, музей «Искусство Омска», расположенный по улице Куйбышева, 48, отвел два своих зала под городскую старину, обозначив представленное посетителям кратким, но емким названием — «Крохотки».

Автор выставки и нынешний владелец сотен предметов старины Владимир Иванович Селюк много лет занимается собирательством. Благодаря его пристрастию, мы имеем теперь возможность как бы заглянуть прошлое, увидеть вещи, окружавшие горожанина в его повседневной жизни столетие, а то и два назад, узнать, для чего они предназначались По форме изделий, их оформлению можно составить приблизительный портрет их обладателя, его вкусы. А это, согласитесь, небезынтересно.

В коллекции нашего земляка чего только нет: старые открытки, фотографии, документы, мебель, посуда, одежда, хозяйственные мелочи, даже детали строений… Одним словом, множество разностей. Музей «Искусство Омска» экспонирует из всего этого богатства шкатулки, картонки, коробки, сундуки и даже ящики с поющими замками. В стародавние времена все призванное внутри себя что-то бережно хранить выполнялось из ценных пород дерева, украшалось тонкой резьбой. Особым изяществом отличались ларчики, предназначенные для драгоценностей, женских украшений, туалетных принадлежностей Позднее всевозможные баулы, несессеры, табакерки, шляпные коробки, пеналы стали выполняться из плотного картона, пластика.

Редко кто из нас не натыкался, разбирая бабушкины сундуки, очищая чердаки домов и кладовки от хлама, на забавные порой коробочки А ведь они о многом могли рассказать, присмотрись мы к ним повнимательнее. У всех этих вещей свой, особый язык. Его мы имеем возможность услышать, благодаря коллекции Селюка. Конечно, представленное взору посетителей музея, — лишь малая толика ее. Старший научный сотрудник музея Наталья Конышева водила меня от одного экспоната к другому и вела рассказ.

— Вот офицерский дорожный сундук. А это деревянная шкатулка для писем. Она тоже в форме сундучка. Сделаны они в XIX веке и принадлежали когда-то морскому офицеру. Обратите внимание на этот сундучок. В нем хранился чай…

Глаза разбегаются от ярких банок из-под конфет, пудрениц, коробочек для кремов. Забавны копилки не только для копеек, но и солидных бумажных денег. В изящные футляры прятались какой-то красоткой корсет, веер. Теперь мы видим их. Любуясь, понимаем, почему и у царь-девицы в ершовском «Коньке-Горбунке» перстень хранился в «красном сундучке», и у Одоевского мальчик разглядывал городок в табакерке, и у бажовской «..Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась со всякими женскими приборами. Кольца там, серьги и проча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался..»

Не могла сдержаться я, чтобы не попросить Наталью Георгиевну открыть мне огромный сундук, обитый жестью. Она повернула ключ, и сундук запел. О чем? А вы послушайте сами. Приходите в музей. Выставка будет работать весь ноябрь.