ЗАЧЕМ ЖЕ КОПЬЯ ЛОМАЛИ?

Сколько маршруток ходит по нашему городу? Точно никто не может сказать. В прессе мелькают три цифры как минимум

Зарегистрировано в городском департаменте транспорта 1896. На улицах Омска, согласно проверке, недавно проведенной МУ «Центртранс», насчитывается 2334. Но профсоюз перевозчиков полагает, что эти подсчеты слишком скромны.

В июне городской совет в муках утвердил Правила транспортного обслуживания населения. Но департамент транспорта, представивший их, забыл, что прилагаются к ним еще два документа. Похоже, придется их разрабатывать самому горсовету.

По его сведениям, маршрутных такси у нас как минимум вдвое больше. Какой из достоверных источников верен? Скорее всего, каждый по-своему прав. В транспортном ведомстве учтены «Газели», владельцы которых имеют лицензию. Все прочие, стало быть, нелегалы, и ездят они, когда захотят, и там, где им нравится. Число их зависит от времени суток, в которое делается замер. Если в час пик, то данные профсоюза похожи на правду — «Газели» идут по главным магистралям нескончаемыми табунами. Картина напоминает движение рыб в пору нереста. Когда образуются пробки, а они неизбежны, спешащие горожане начинают «метать икру». Они просят выпустить их, но сие невозможно, если маршрутка стоит не близко к обочине. По себе знаю — в такие моменты на помощь приходят слова живого русского языка.

В те же часы теми же словами, согревающими душу на холоде, утешаются омичи на менее значимых магистралях. «Газели» на них — явление редкое. По данным муниципалитета, задействована частными пассажироперевозками лишь пятая часть улиц, вполне для них приспособленных. Но рыба ищет где глубже, а частник — где многолюднее. Конкуренция в толчее на Красном пути для него предпочтительнее, чем свободный полет вдоль улиц, где пассажиров меньше, чем остановок. И никто не может заставить его, особливо того, кто не зарегистрирован в департаменте, соблюдать маршруты и расписания. Принадлежит же городу на сегодня только около двух сотен маршрутных такси. С них и может он строго спрашивать за нарушение графиков. В остальной части рынка этот процесс почти неуправляем, по крайней мере горадминистрацией.

Кому выгоден хаос сей? Определенно, не горожанам. В их интересах, чтобы маршрутки ходили спокойно и регулярно, не создавая столпотворения, по всем улицам, где их проезд не запрещен. Того же должны желать, по идее, и частные перевозчики, постоянно рискующие потерпеть на дорогах большие убытки. И терпящие — ДТП на самых ходовых магистралях случаются почти каждый день. И тем выше их вероятность, чем больше снует там «Газелей» и чем меньше они подчинены каким-либо правилам. На улицах этих огромный пассажиропоток, однако кучкуются на них многие граждане лишь потому, что ближе к дому или к месту работы нет остановок. Даже в центральной части города.

Например, совсем не ходят маршрутки по улице Масленникова, широкой и многолюдной. Как и по Омской. Выходят их жители на проспект Маркса. А там в разгар дня, будь то рабочий или выходной, смешались в кучу «люди и кони», то бишь «Газели», и в бестолковом их мельтешений порой трудно высмотреть нужные номера. Граждане с хорошим зрением, спеша запрыгнуть в свои авто, отталкивают близоруких и дальнозорких. Народ нервничает.

Невосполнимые потери несут и водители, рискующие на перегруженных линиях здоровьем и жизнью. Они больше всех страдают от такого порядка вещей Точнее, беспорядка. И уж вовсе не на руку он городской власти, если иметь в виду не совокупность чиновников, а мэрию в целом, состоящую на службе у населения. Доходы перевозчиков-нелегалов, возможно и попадая в карманы отдельных должностных лиц (у профсоюза «газелыциков» подозрения на сей счет имеются), идут мимо городского бюджета. О чем писали мы неоднократно. В серии материалов, опубликованных в «Труде-7» в апреле — мае с. г., приводились данные ассоциации «Автолайн», согласно которым теневой оборот в «газельном» бизнесе исчисляется миллионами долларов в год. А доходы посредников от продажи маршрутов перевозчикам составляют 3,7 млн «зеленых». Без сомнения, фирмам этим, сотрудничающим с муниципальным учреждением «Центр-транс», ситуация, о которой мы ведем речь, очень выгодна. Платят им предприниматели не за обслуживание маршрутов, а только за право ездить по ним. Что, по всем понятиям и законам, называется беспределом. Как покончить с ним и ввести процесс в правовое поле?

Задача не из простых, но решаемая, — полагает депутат горсовета Игорь Михеев. Надо выстроить нормальные отношения между перевозчиками и городской властью. Промежуточных инстанций между ними быть не должно. Отпадут они, думаю, сами собой, когда вся маршрутная сеть будет принадлежать городу. Передача ее в муниципальную собственность уже узаконена. То, что муниципалитет — единственный распорядитель маршрутов, прописано в Правилах транспортного обслуживания населения.

Правила приняты горсоветом в июне. На дворе ноябрь, а никаких перемен на магистралях и на рынке автоуслуг не наблюдается. Да и не может их быть, поскольку сами по себе эти правила не работают. Без приложений они остаются добрыми пожеланиями. Необходимы еще два документа: Положение о проведении конкурса по предоставлению маршрутов и карта маршрутной сети. Покуда их нет, Правила зависают. Висят они уже месяцев пять, что ставит городских депутатов в двусмысленное положение: зачем надо было тратить время и эмоции на документ, который неизвестно когда начнет действовать? Ведь копий при его обсуждении было сломано много. Неужто у народных избранников на тот момент не нашлось дел более неотложных?

Увы, не могли они предполагать, что разработка приложений окажется столь сложной задачей для департамента транспорта (кому же еще ее поручать?) Причины промедления неизвестны. Быть может, и в самом деле транспортники загружены делами более важными? Хотя куда уж важнее. Или препятствуют им какие-то силы внутри их ведомства и вокруг него. Какие — догадаться нетрудно.

Как бы то ни было, тянуть дальше нельзя. Если в ближайшее время департамент не известит горсовет о сроках подготовки бумаг, придется последнему самому браться за их составление. То есть взять на себя функции транспортников. Положением намерен заняться Игорь Михеев. Концепция у него уже есть, подробно изложил он ее вашему корреспонденту. Основными принципами конкурса должны стать его прозрачность и равноправие всех участников. Ведь больше всего беспокоят предпринимателей опасения, что город, приватизировав маршрутную сеть, отдаст ее в пользование двум-трем фирмам-посредникам, которые в свою очередь станут ее продавать частникам, делая много денег из ничего уже на вполне законных основаниях. Как заверяет Игорь Михеев, такая опасность исключена. Во-первых, в конкурсную комиссию войдут на паритетных условиях представители горсовета и мэрии. Сама процедура этого конкурса не допускает закулисных интриг. Его результаты будут открыты для прессы, широкой общественности. Едиными станут правила игры для мелких и крупных перевозчиков. Владелец одной «Газели» и тот, у кого их сотни, должны быть в равных условиях. Предприниматели напрямую заключают с мэрией договор — посредникам места не остается, и всякая надобность в них отпадет.

— По ряду публикаций в прессе складывается представление, что этим конкурсом городская власть намерена сильно сократить число маршрутных такси, что больше всего и беспокоит предпринимателей. Напрасно — никто такой задачи не ставит. Конечно, на перегруженных линиях «Газелей» убавится. Но город велик — в нем очень много еще не пройденных частниками маршрутов. И если поставить на них указатели остановок, то местные жители к ним непременно потянутся. На улицах Омска, считает Михеев, хватает места для всех перевозчиков, включая и тех, кто ныне на положении нелегалов. Владелец маршрутки, за которым не числится серьезных проколов и ДТП, с большой долей вероятности пройдет конкурс успешно. Его победителям будет вменяться в обязанность обустройство остановочных пунктов, на которых должны иметься отдельные карманы для маршрутных такси, чтобы не тормозили они где придется, и расписание их движения. Не соблюдающие его будут сниматься с маршрута.

Игорь Михеев уверен, что новые Правила после вступления их в силу будут выгодны всем — и пассажирам, и водителям, и предпринимателям. Для тех, кто занимается честным бизнесом, порядок всегда выгоднее беспорядка. Не ущемляет данный закон ничьих интересов, кроме посреднических. Главное назначение его — сохранить муниципальный транспорт, который давно пребывает в экономическом кризисе, а после нашествия на магистрали «Газелей» ситуация еще более осложнилась. Не конкурент он шустрым маршруткам — не только в силу своих габаритов, но и потому, что в его салонах более половины пассажиров ездят бесплатно или за полцены, а федеральная власть, давшая им это право, за них не рассчитывается. В отличие от коммерческого общественный транспорт не выбирает себе времени и места движения, а ходит там, где ему предписано, и в том числе по окраинам, где сборы невелики.

Если все дыры в маршрутной сети будут и далее затыкаться общественным транспортом, город вообще может лишиться его, как то случилось, например, в Красноярске. Однако такая перспектива, похоже, не очень волнует омскую мэрию и ее департамент транспорта. Ведь если бы он всерьез озаботился грядущей бедой, давно бы представил в горсовет документы, которые могут от нее защитить не только маршрутки, принадлежащие городу, но и его автобусы, троллейбусы и трамваи.