Вот мы и получили новую Госдуму, которая, надо полагать, является зеркальным отражением настроений российского избирателя. Что касается индивидуальных пристрастий омского электората, то они есть, хотя и не выходят за рамки общей тенденции по стране. Несколько слабее у нас оказались позиции партии власти (32,7%), лучше среднероссийских — показатели у КПРФ (16,24%) и более впечатляюще выглядит человек-партия Владимир Жириновский.
Свыше 14% голосов за Владимира Вольфовича в Омской области — факт симптоматичный, ибо отношение к ЛДПР на выборах является хорошим индикатором экономической и социально-политической ситуации как в отдельно взятом регионе, так и в целом по стране. Чем больше у людей накопилось смутного раздражения по поводу своей жизни, действий властей, тем больше голосов набирает Владимир Вольфович. Тоже своего рода протестный электорат — мол, нате вам, получите.
Похоже, к Жириновскому отошла и часть голосов сторонников КПРФ. По сравнению с предыдущими выборами коммунисты понесли очень серьезные потери. Причем объяснять их тем, что против КПРФ был брошен мощнейший административный ресурс, вряд ли корректно — коммунисты всегда брали свои голоса в условиях жесткого прессинга со стороны власти и подконтрольных ей СМИ. Значит, причины поражения надо искать внутри партии.
Провалились «Яблоко», набравшее 4 года назад в Омске рекордное число голосов, и СПС. Результат тоже вполне закономерный: невозможно бесконечно долго эксплуатировать свой телевизионный имидж — у народа наступает усталость. А эффективно действующих структур на местах у этих партий нет.
Блок Глазьева — Рогозина «Родина» весьма расчетливо сыграл на электоральном поле коммунистов, явно отобрав у них голоса, хотя именно КПРФ положила немало сил и средств на раскрутку того же Сергея Глазьева.
Что касается одномандатных округов, то в двух из них борьбы фактически не получилось. В сельском 128-м с огромным отрывом победил генеральный директор Карбышевской базы Сергей Воробчуков — почти 75%. Его, конечно, активно поддерживала губернская власть, но это опять-таки не объясняет очень низкий результат представителя КПРФ Владимира Дорохина (около 14%). На прошлых выборах, к примеру, когда власть не менее энергично тянула в Думу руководителя «Омского бекона» Александра Подгурского, тот же Дорохин отстал от него совсем немного.
О том, что административный ресурс и большие деньги не всесильны, говорят итоги голосования по 129-му округу, где Олег Смолин выиграл с поразительной легкостью — 47,94%, Юрий Шушубаев оказался ему не конкурентом — 20,63%. Хотя начал свою избирательную кампанию Шушубаев едва ли не раньше всех и на финише его отчаянно «светили» все местные телеканалы. «Поблагодарить» за поражение руководитель фирмы «Агро-Траст», видимо, должен свою предвыборную команду. Затея с фантастических размеров мешком, на которой во многом была построена агитация, оказалась самоубийственной. Вот если бы такой мешок пошил Жириновский, он бы наверняка превратил 100 тысяч подписей омичей на нем в 100 тысяч своих голосов. Но Владимир Вольфович в стране один.
Вряд ли произвели на избирателей благоприятное впечатление озвученное в СМИ предложение зачислить мало кому известного до недавних пор кандидата в почетные граждане Омска и последовавший за этим благородный публичный отказ Шушубаева стать соискателем этого звания. Были и другие серьезные просчеты, которые медвежья поддержка административного ресурса только усугубила. Резюме: все-таки нельзя недооценивать умственные способности избирателей.
В 130-м округе кресло депутата Госдумы Александру Харитонову подарила оппозиция. Скандальную ситуацию вокруг Маевского областные СМИ отработали с упоением. В итоге кандидат от КПРФ Александр Кравец (15,66%) и Леонид Маевский (9,93%) на двоих набрали меньше голосов, чем Харитонов (27,65%). А проиграли здесь избиратели, о чем почти каждый пятый из них и заявил, проголосовав против всех.
Что касается выборов в целом, то можно, конечно, радоваться, что Омская область вышла из так называемого красного пояса, но вряд ли стоит. Ведь если сложить голоса, поданные за оппозиционные силы, то выяснится, что общее количество недовольных жизнью за прошедшие 4 года ничуть не уменьшилось.