Накануне новогодних праздников все мы превращаемся в детей. И пусть не верим в волшебные подарки от Деда Мороза, перед сияющими витринами с сезонным товаром — елочными украшениями у каждого блестят глаза.
Сегодня игрушки уже не те, что были в нашем детстве. Тогда о поющем-танцующем Санта-Клаусе, гирляндах из «настоящих» сосулек, серебряных ангелах и хрустальных жар-птицах мы могли только мечтать. В производителях этой красоты числятся нынче Москва, Санкт-Петербург, ближнее и дальнее зарубежье. Между тем лет тридцать назад в Омске была своя фабрика елочных игрушек. Знакомый рассказывал мне, что там работала его соседка и еще мальчишкой он как-то получил от нее подарок — шар со своим именем. Фабрики той давно нет, но об омской игрушке вновь заговорили в этом году.
Производство елочных украшений (пока только шаров) наладил омский свечной завод, бывший завод металлоизделий. Надо думать, пригласив для консультаций старых мастеров-стеклодувов. А дизайном пузатых красавцев занимаются студенты факультета искусств Омского педуниверситета под руководством старшего преподавателя кафедры декоративно-прикладного искусства (ДПИ) Ирины Васильевны Белоусовой. Четвертый корпус Омского худграфа, затерянный на окраине Чкаловского поселка, превратился на несколько месяцев в мастерскую новогодних чудес.
Восемь девушек старательно рисуют на стеклянных боках веселых мартышек (год Обезьяны грядет!), зайчиков, снеговиков, Дедов Морозов. Шары поступают сюда уже тонированными — всех цветов радуги. Первокурсницы Ирины Васильевны разрабатывают эскизы росписи и наносят ее. Без каких-либо трафаретов, кисточкой. Получается, каждый шар — ручная работа. «Сколько времени уходит на один?» — спрашиваю я. Девочки пожимают плечами: с секундомером друг над другом не стояли. Но если набить руку, всё идет как на заводском конвейере. Один и тот же рисунок ложится так привычно, что можно за несколько часов сделать почти десяток. Сложнее начинать новый эскиз.
Лера Чеплакова, Лена Гашнева и Оля Рагозина признаются, что им было бы гораздо скучнее работать с деревом или керамикой, а тут более утонченное производство. И — более волшебное. «Хочется что-то веселое, радостное создать. Ведь праздник, Новый год!» — соглашается с ними Ирина Васильевна. Однако признает, что терпение и усидчивость для этого нужны немалые. А «волшебными» красками становятся акриловые на водной основе и клеевой раствор (блестки плюс клей ПВА).
Если омская игрушка приживется в городе надолго, специальность «художник ДПИ» наверняка станет престижной и денежной. Пока же в основном — расчет «натурой». Из двадцати шаров (стандартная коробка) шестнадцать после росписи возвращаются производителю, четыре остаются на кафедре. Из этих четырех один по праву принадлежит студентке, его расписавшей. Судя по тому, что коробок с худграфовского «конвейера» сошло немало, Лена, Оля и их сокурсницы нарядят нынче елки исключительно плодами своего творчества. Да и сессию, которая не за горами, сдадут нормально. Вряд ли за такое — взгляните сами! — великолепие им поставят «тройки».