В РОССИЮ ЗА "ДЕРЕВЯННЫМИ"

В РОССИЮ ЗА «ДЕРЕВЯННЫМИ»

Китайцы атаковали сельское хозяйство, а вьетнамцы - рынки

В советские времена увидеть иностранца живьем считалось большим событием в жизни. Теперь мы не удивляемся даже тому, что они торгуют одеждой на наших городских рынках, выращивают помидоры в наших теплицах и так далее. В настоящее время в Омской области работает около 400 иностранцев, большинство из них — китайцы.

Получил документ — иди работай

Приехав в Омскую область, иностранцы, для того чтобы иметь право заниматься тем или иным видом деятельности, должны, в отличие от граждан России, получить не лицензию, а разрешение (его получают работодатели). Его выдает Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики. Документы для разрешения готовит территориальный орган этого министерства в Омской области, причем его специалисты, если у них возникают какие-нибудь вопросы, обращаются в областную администрацию, с тем чтобы она дала согласие на привлечение иностранцев для той или иной работы. Затем, имея такое разрешение, работодатель (им может быть и иностранец, открывающий свою фирму, ЧП и тому подобное, и гражданин России: руководитель предприятия, владелец магазина и так далее) получает квоту на то количество иностранных граждан, которое ему разрешается привлечь для работы. После чего те, кого трудоустраивают, и иностранцы-работодатели получают в паспортно-визовой службе УВД Омской области рабочую визу на какой-нибудь определенный срок. Когда срок визы истекает, иностранцы вновь обращаются в территориальный орган Министерства РФ по делам федерации, национальной и миграционной политике в Омской области, где им выдают подтверждение на право трудовой деятельности, и снова идут в УВД области, чтобы им продлили срок визы.

Китайские провинции в Омской области

Как сказали в департаменте федеральной службы занятости населения по Омской области, в настоящее время 70 процентов иностранцев, работающих в нашей области, занимаются сельским хозяйством. Причем все, кто занят в этой отрасли, — китайцы. Их же в области больше, чем представителей каких-либо других зарубежных государств.

Сейчас граждане Китая работают в восьми пригородных хозяйствах области, например, в поселке Дружино. (Первые китайцы-овощеводы появились у нас в области в середине 90-х годов. В некоторых китайских хозяйствах работают и российские граждане). Они арендуют теплицы и выращивают овощи: помидоры, огурцы, капусту и затем продают все это на рынках города. Китайцы трудятся чуть ли не круглые сутки. Кто-нибудь из китайской артели обязательно ночует в теплицах, так как в противном случае местные жители могут и пленку на теплицах порвать, и урожай потоптать (не любят сельчане граждан Китая за то, что они на их земле работают да еще и немалые деньги получают). Живут китайцы в сельских клубах или школах, арендуя помещения. Кстати, говорят, что в Омской области уже есть целые китайские провинции. Причем в них проживают не только те, кто приехал с целью заработать денег, но и те, кто уже получил российское гражданство, женившись на какой-нибудь сельчанке.

Как и все иностранные граждане, приезжающие в Омскую область работать, китайцы получают в паспортно-визовой службе УВД Омской области рабочую визу и берут ее в основном сроком на один год. Так вот, поскольку выращивание овощей у нас в Сибири имеет сезонный характер (за сезон гражданин КНР зарабатывает, в среднем по 15 000 рублей, то есть 500 долларов; для них это довольно большие деньги, так как в Китае на них можно жить без проблем целый год), то некоторые китайцы, отработав три-четыре месяца в теплицах, нанимаются к кому-нибудь из своих соотечественников на работу, например, продавцами на рынок. Причем торговать они уже будут в данном случае нелегально, поскольку оформлялись-то они в качестве овощеводов. Отследить, работает ли китаец-овощевод на рынке или же просто проматывает свои «заколоченные», практически невозможно (не будешь же бегать за каждым гражданином Китая). Но даже если кого-то и засекут, то выдворить за пределы Омской области и России его все равно не смогут, так как у него в паспорте стоит рабочая виза сроком на один год, а не на три-четыре месяца.

Кроме китайцев-овощеводов, к нам приезжают и китайские бизнесмены, но таких очень мало. Они открывают в основном небольшие магазины, в которых продают различные китайские товары (один из таких магазинов есть на Левом берегу). Совсем немного китайцев работает и на рынке. Причем торгуют они, как правило, в качестве представителей какой-нибудь китайской компании, а не как продавцы-челночники.

Вьетнамцы вкалывать не любят

Вторая по численности иностранная диаспора в Омской области — вьетнамцы. Они приезжают к нам не пахать, а торговать. Кстати, на Левом берегу на так называемом китайском рынке работают не китайцы, а вьетнамцы. Правда, продают они, как и большинство омичей, китайский товар. Кто-то из граждан Вьетнама занимается только поставкой товара, кто-то только торгует. Правда, как и китайцы, некоторые вьетнамцы также трудятся у нас нелегально: получили въездные визы на месяц, доставили товар и, вместо того, чтобы вернуться в свою страну, торгуют на рынке. Едут они к нам работать по той простой причине, что во Вьетнаме низкий уровень жизни.

Немногие вьетнамцы, да и китайцы тоже, работают в сфере торговли: открывают на рынках ларьки горячего питания. Есть у нас в городе, как известно, и китайский ресторан «Золотой дракон», поварами в котором работают китайцы.

В сфере питания работают также иранцы и турки, но их очень мало. Иранцы открыли небольшие кондитерские предприятия, где готовят восточные сладости (эти изделия можно купить, например, в магазине «Сибирские огни», расположенном у остановки «Ул.Рабиновича»), а турки открыли несколько мини-пекарен. Помимо этого, граждане Турции организовали у нас в городе несколько строительных фирм. Многие турки работают в качестве специалистов на том или ином омском предприятии.

По словам главного специалиста территориального органа Министерства РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики в Омской области Александра РЕМИЗОВА, раньше к нам приезжали в основном американцы и турки. Сейчас, помимо тех, кого я уже упомянула, приезжают канадцы, англичане, немцы, индийцы, марокканцы, мексиканцы, чехи, словаки, а также казахи, узбеки, литовцы и представители других стран СНГ. Этих иностранцев немного, работают они в сфере (смотрите диаграмму №2) связи, например в ОАО «Сибирская сотовая связь», материально-технического снабжения и сбыта, народного образования, кредитования финансов, пассажирских перевозок (несколько казахов трудятся водителями на международных автобусах), органов управления. Некоторые работают, как известно, на совместных предприятиях, поставляя и обслуживая оборудование, в частности в ЗАО «Росар».

Как из ближнего, так и из дальнего зарубежья на работу к нам едут в основном мужчины, в возрасте, как правило, от 20 до 40 лет. Женщин приезжает немного. Больше всего китаянок (чаще всего они занимаются обустройством быта в китайских поселениях: варят, стирают, убирают) и вьетнамок, которые работают в основном в торговле.

Поток иностранной рабочей силы за последние два-три года практически не изменился. Как сказал Александр РЕМИЗОВ, это связано с тем, что иностранцы уже заняли свои ниши на рынке труда Омской области.

Платят налоги и спят спокойно

Как и граждане России, иностранцы платят у нас налоги. Если представители того или иного иностранного государства осуществляют трудовую деятельность в качестве физического лица, то: будучи наемным рабочим на предприятии, в организации или у частного предпринимателя, иностранцы платят налог на доход физического лица по ставке 30 процентов (россияне же в данном случае платят 13 процентов от дохода), занимаясь розничной торговлей, как и граждане России, платят единый налог на вмененный доход. Если же иностранец осуществляет предпринимательскую деятельность, то платит либо единый налог на вмененный доход, либо, в случае, когда не подпадает под него, налог на доход физического лица. Юридические лица платят те же налоги, что и российские юрлица. Но для физических и юридических лиц есть исключение: если между каким-нибудь российским и иностранным предприятием заключен договор или соглашение об избежании двойного налогообложения, то граждане зарубежных стран платят у нас только те налоги, которые оговорены в этих договорах и соглашениях.

Что касается выплат в Омское отделение Пенсионного фонда РФ, то, если иностранцы не имеют статуса российского гражданина, они не отчисляют страховые взносы. Причем не важно, трудятся в качестве наемного рабочего у русского или иностранца или, скажем так, самостоятельно осуществляют трудовую деятельность. Зато россияне, работающие в нашем случае у омских иностранцев, страховые взносы платят в обязательном порядке.

Как я уже говорила, для того чтобы иметь право заниматься тем или иным видом трудовой деятельности, иностранцы получают не лицензию, а разрешение. Но были случаи, когда они должны были получить и лицензию. А было это в 2000 году. Тогда в Омской области было введено временное лицензирование деятельности хлебопекарных предприятий. В связи с чем, как сказали сотрудники Лицензионной палаты Омской области, иностранцам, имеющим свои мини-пекарни, и были выданы лицензии.

Иностранные предприятия, как и российские, подвергаются контролю со стороны органов Госинспекции труда. Так вот, по словам сотрудников Госинспекции труда по Омской области, иностранные граждане практически не нарушают установленные законами России требования по безопасности труда. Причины этого, по их мнению, в том, что иностранцы, во-первых, работают, как правило, на хорошем оборудовании, во-вторых, они более ответственны и трудолюбивы, чем россияне.

Их влияние на наш рынок труда

Пока иностранцы, работающие в Омской области, не оказывают никакого существенного влияния на наш рынок труда. Но некоторые проблемы все-таки есть. Одна из них — нелегальная трудовая деятельность. Я уже отмечала, что некоторые китайцы и вьетнамцы работают у нас нелегально. Так вот, помимо них, без разрешения на трудовую деятельность «вкалывают» у нас и граждане бывших союзных республик. Больше всего проблем доставляют жители Казахстана, которые приезжают сюда к своим родственникам и устраиваются на какую-нибудь работу.

Еще одна проблема — конкуренция. Особо остро она ощущается на городских рынках, где торгуют иностранцы. Кроме того, она присутствует и там, где работают китайцы-овощеводы. Судите сами: в селах безработица, а тут приезжают какие-то иностранцы и «заколачивают» немалые, по меркам сельчан, деньги.

Причинами этих проблем является, конечно, несовершенство российского законодательства. По словам исполняющего обязанности руководителя департамента федеральной службы занятости населения по Омской области Григория ДЫЛДЫ, масса вопросов сейчас возникает из-за того, что до конца не урегулирован вопрос привлечения и использования иностранной рабочей силы. Указ Президента РФ об использовании иностранной рабочей силы, вышедший в 1993 году, уже устарел, поэтому нужно принять федеральный закон. (Кстати, в марте этого года депутаты Законодательного собрания приняли в качестве законодательной инициативы проект федерального закона о привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории РФ, который будет представлен для рассмотрения в Госдуму).

— Контроль за иностранцами, работающими в Омской области осуществляют и наш департамент, и миграционная служба, и УВД Омской области, и налоговые органы, и Госинспекция, — сказал Григорий ДЫЛДА. — Мы сотрудничаем друг с другом, обмениваясь информацией, и на этом дело заканчивается, поскольку в настоящее время нет единой структуры, которая координировала бы нашу деятельность, то есть нет единой системы контроля. Правда, сейчас планируется создать на территории Омской области структуры, координирующие взаимодействие всех государственных органов, участвующих в процедуре подготовки разрешений на право трудовой деятельности.

Как бы там ни было, но в использовании иностранной рабочей силы в Омской области (конечно, и России в целом) ес