УХОДИМ ПОД ЛЕД

УХОДИМ ПОД ЛЕД

На ледовых переправах опять появились "утопленники"

На Черлакской переправе лед Иртыша режут бензопилами. Расстояние от берега до утонувшего недавно «КамАЗа» — сто метров. Это будет самая огромная прорубь в Омской области — иначе машину не вытащить.

Вырезанные глыбы спускают под полотно льда или тянут к берегу. Работа сложная и опасная — нанятые из соседней деревни мужики вскрывают в день лишь несколько метров ледового панциря реки. На улице мороз. Люди жгут костры и костерят на чем свет стоит злополучного водителя. Отложить спасение «КамАЗа» до потепления нельзя — никто не знает, как поведет себя «утопленник» во время ледохода.

Какого черта дальнобойщики погнали двадцатитонную махину по хрупкой переправе — по-прежнему загадка. Первоначальная версия — мол, хотели сократить дорогу — давно отпала. По документам, пиво везли в Черлак. И «КамАЗ» почти подъезжал к пункту назначения. Но вдруг свернул и поехал по Иртышу на Нововаршавку. «Перепутали указатели», — оправдывался водитель.

На самом деле перепутать центральную трассу и узкий сверток невозможно. Скорее всего, решили заехать в гости. «Мы остановились, когда услышали треск, — рассказывал хозяину напарник, — стали открывать окно — хлынула вода». Водитель поднял стекло, упал на руль и приготовился к смерти. Спас пассажир — врезал ему от всей души, открыл дверь и полез наверх. Околевшие от холода, они бежали до ближайшего жилья три километра.

Три года назад на этом же месте затонул молоковоз. По той же самой причине. Сколько всего машин покоится на дне Иртыша — никому не известно. Говорят, на Байкале технику, провалившуюся под лед зимой, достают десятками. К омским водолазам с подобной просьбой в последнее время обращались три раза. «Такие работы весьма дорогостоящие, — говорит спасатель международного класса ПСС Омской области Вадим Фирстов, — люди считают, что дешевле будет расстаться с машиной, чем ее поднять. Да и холодно очень под водой. Специальные костюмы защищают водолаза не надолго. Минут на пятнадцать-двадцать…»

В Омской области десять ледовых переправ. И практически на каждой уже случалось какое-нибудь ЧП. «В основном по людской дурости, — утверждает заместитель начальника главного управления по делам ГО ЧС Омской области Павел Щекин. — Толщина льда измеряется каждый день, ограничители установлены везде — причем с запасом в две-три тонны. Не помогает… Омичи все равно рискуют».
В прошлом году на Усть-Ишимской переправе затонул «КамАЗ груженный картошкой. Погиб экспедитор. Дальнобойщики не выполнили даже элементарные нормы безопасности — не высадили пассажиров и не стали оставлять двери в кабину открытыми. «Мы не в состоянии подстраховать каждого водителя, — говорит заместитель начальника отдела управления дорожного хозяйства области Евгений Буторин.

— Посты с инспекторами ГИБДД вдоль всего Иртыша не поставишь. Только на одну переправу нужно, как минимум, четыре сотрудника. Где взять людей? Некоторые предлагают не открывать переправы совсем, чтобы не было печальных случаев. Но ведь они жизненно необходимы! Представьте, что в городе один мост через Иртыш уберут. Что тогда будет с дорогами?»

Ледовые пути через реку для некоторых районов единственно возможный вид связи зимой. Минуя переправы, в некоторые усть-ишимские и тевризские поселки вообще не доберешься. Ситуация, когда на левом берегу жилые деревни, а на правом — почта, больница и другие важные объекты, обычное дело. Как-то из-за слишком тонкого льда на севере сгорело целое село — пожарные находились по ту сторону реки и не смогли прийти на помощь. «Эту проблему решить невозможно, — вздыхают чиновники. — Что поделаешь, таковы природные особенности Омской области. Строить мосты в глуши не будет никто. И охранять переправы от дураков тоже».

Выходит, ЧП с утонувшим «КамАЗом» в области не последнее?..