ЗАЧЕМ НАМ МИНИСТРЫ?

Риторическим вопросом, что было раньше - курица или яйцо - озадачил Леонид Полежаев свой "небольшой коллектив" на брифинге по окончании первого в новейшей истории региона заседания кабинета министров

В начале, как оказалось, было слово, точнее, управленческая инициатива главы региона по части реформирования структуры областной власти, итогом которой стало появление правительства Омской области и министерств.

Реорганизация в структуре управления, по словам губернатора, не просто дань моде или перемены ради перемен. Переход к новой системе необходим. Процесс разграничения полномочий между федеральным центром и регионами набирает ^обороты и станет, вероятно, еще более интенсивным после президентских выборов, когда активизируется административная реформа. Региональные органы управления должны быть подготовлены к принятию новых функций, обязательств и меры ответственности. Отсюда и кардинальные перемены в управленческом аппарате. Во-первых, ему предстоит стать более гибким, сократив значительное количество начальствующих должностей, а во-вторых, избавиться от лишних чиновников (от занимаемых постов уже освобождено больше трех сотен человек). Другое нововведение — значительное омоложение кадрового состава управленцев. Теперь средний возраст специалистов министерств (не принимая, разумеется, во внимание самих министров, большинству из которых порядком за 50), не превышает 40 лет. Ротация молодых кадров, по мнению председателя правительства, позволит «доверить управление людям, адаптированным к современным реалиям», поскольку исполнительные функции теперешних чиновников заметно отличаются от тех, что вменялось в обязанности специалистам 90-ых.

Помимо трансформации взаимоотношений с «федералами», «регионалам» предстоят значительные перемены в части взаимодействия с «муниципалами». С 2005 года областным чиновникам придется иметь дело с принципиально иной системой муниципальной власти. Предполагается, что к этому времени на территории области будет около 500 муниципальных образований.

Уверенности в ожидающих последних нехилых потрясениях добавляет обещание губернатора «подтянуть муниципальные органы власти» к шагам по повышению эффективности управления, «вытащить их из спячки, комфорта и безответственности».
На расспросы о реакции Москвы на происходящие в сибирской глубинке перемены, отвечают скупо:

— Закону о федеративном устройстве страны указ губернатора о формировании Правительства Омской области не противоречит, поэтому центр смотрит спокойно. Все происходящее в регионах его интересует не с точки зрения управленческих форм, а, скорее, с позиции эффективности их работы: экономического роста, политической стабильности и т.д. Если на местах (в данном случае в Омске) считают, что такая форма эффективней, почему Москва должна возражать?

В качестве главных приоритетов новая старая областная власть озвучивает неизменную социалку, модернизацию ЖКХ (особенно в вопросах энергосбережения), сельское хозяйство и освоение сырьевой базы Омского сервера. Особое предпочтение
последней читается в выделении нефтехимической отрасли в отдельное министерство.

И, наконец, о самом интригующем. Зачем нам министры, и чем, собственно, они будут отличаться от привычных глав управлений и комитетов? Ответ формулируется «элементарно»: министр — это звучит гордо. Представьте, к министру (взаправдашнему, федеральному) идет председатель какого-то комитета. Кто его пустит? И другое дело — тоже министр. Общение почти на равных.

— Подтягивает психологически, — говорят о непривычном пока статусе сотрудники новоиспеченных структур.

— Персонифицирует ответственность, — поправляют их авторы «управленческой инициативы».

— Принцип кураторства направлений (именно он лежал в основе прежней системы) себя изжил, — поясняет Владимир Варнавский. председатель Законодательного собрания Омской области. — Министр — не просто звучное, красивое понятие. Его обязанности и полномочия значительно шире, а в глазах общества он лично ответственен за действия своей структуры и ее результаты. Новая функция не работает в старых понятиях.

Собственные «правительства» существуют в Свердловской, Московской, Ленинградской, Челябинской и других областях. Омское ноу-хау в том, что Председатель кабинета министров и 1у-бернатор — один и тот же человек.

Возможности появления «когда-нибудь» закона о разделении функции Председателя и губернатора сам Леонид Полежаев не исключает, полагая, что сейчас необходимо преодолеть сложный организационный период, когда потребуются единые управленческие решения, которые эффективней сконцентрировать в одних должностных руках.

МИНИСТЕРСТВО В ЦИФРАХ

В. Полежаев, 1940 г. р;

В. Шрейдер (первый зам председателя),1952 г. р;

А. Артемов (зам. председателя, руководитель аппарата Губернатора), 1963 г. р;

А. Бутаков (зам. председателя, министр гос. -правового развития), 1956 г. р;

Е. Вдовин (зам предc., министр экономики), 1951 г. р;

А. Луппов (зам. предc., министр промышл. политики, транспорта и связи), 1950 г. р;

Н. Фролова (зам. предc. министр финансов), 1957 г. р;

С. Шелпаков (зам. предc., министр по делам молодежи, физ. культуры и спорта),1956 г. р;

В. Никитин (министр образования), 1953 г. р;

В. Радул (министр культуры), 1949 г. р;

Н. Румянцев (министр здравоохранения), 1950 г. р;

А. Стерлягов (министр имущ. отношений), 1955 г. р;

В. Шамов (министр труда и соц. развития), 1951 г. р;

В. Бойко (министр строительства и ЖКХ), 1958 г. р;

Н. Гуща (министр с\х и продовольствия), 1949 г. р;

Средний возраст кабинета министров — 51 год.

БЫЛИ ЗАМАМИ ГУБЕРНАТОРА, СТАЛИ ЗАМАМИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА:

В. Шрейдер (с 2001 года зам губернатора, курировал ЖКХ);

Е. Вдовин, 1951 г. р.(зам губер. с 1996 года);

А. Луппов, 1950 г. р. (зам губернатора с 1994);

Н. Фролова, 1957 г. р. (зам губер. с 1998, предc, комитета финансов и контроля);

С. Шелпаков, 1956 г. р. (зам. губернатора с 2002, нач. главного управления физкультуры и спорта);

А. Бутаков (с 2001 нач. Гл. гос.-правового управления Омской области, стал замом председателя правительства.

НОВИЧКИ:

Гуща (с 1995 года глава Омского района), Бойко (на должность начальника областного Гл. упр. жилищно-коммунального комплекса области переведен из замов директора Департамента городского хозяйства).

Перешли в министры из начальников управлений: В. Никитин (с 2003 нач. Гл. упр. образования), Н. Румянцев (с 2002 нач. Гл. упр. здравоохранения), В. Шамов (с 1997 нач. Гл. упр. соцзащиты).