О том, где на Руси жить будет плохо, можно узнать из доклада-прогноза «антистихийщиков» на наступивший год.
ВСЕМ — ДО СВИДАНИЯ. А ВАМ, ИВАНОВ, ПРОЩАЙТЕ
Первый вопрос, который всегда возникает при знакомстве с прогнозами катастроф от МЧС: будет ли новый год лучше или хуже предыдущего? Увы, глобального улучшения ситуации спасатели в 2004 году не обещают. Но общая тенденция к снижению числа чрезвычайных ситуаций в стране, которую МЧС отмечает уже второй год, сохранится. И неприятных сюрпризов, с которыми придется иметь дело спасателям в наступившем году, станет хоть и совсем ненамного, но меньше.
Прежде всего это касается техногенных чрезвычайных ситуаций: по прогнозу, их в 2004 году ожидается 600-620 (больше всего будет пожаров в жилом секторе и на промышленных объектах, крупных автокатастроф и аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения).
Одна из причин улучшения ситуации — снижение по сравнению с предыдущим годом солнечной и геомагнитной активности. Магнитные бури всякий раз вызывают ошибки операторов на производстве и аварии в сложных электронных и электронно-механических системах. Кроме того, всплеск геомагнитного возмущения отрицательно сказывается на самочувствии подавляющего большинства людей (в том числе тех, кто работает со сложной техникой), что тоже неизбежно приводит к неприятным последствиям.
Другая причина уменьшения числа техногенных ЧС — процесс реструктуризации российской промышленности. Как говорят специалисты центра «Антистихия», который и занимается подготовкой годовых прогнозов, предприятия и компании тратят все больше денег на обеспечение безопасности, а также на реконструкцию или закупку нового оборудования, которое заведомо менее аварийно, чем изношенное старое.
Так что техника в наступившем году не должна преподнести особо неприятных сюрпризов. А вот ждать особых милостей от природы нам не придется: количество стихийных бедствий сохранится на уровне среднемноголетних значений — 280-290 за год. Виновато в этом в значительной степени глобальное изменение климата, не обошедшее стороной и Россию. Правда, на этом фоне есть одна приятная новость: природных пожаров, которые в 2003 году нанесли стране колоссальный ущерб, ожидается меньше — благодаря не слишком жаркому, по прогнозам, лету.
ЧС РАЙОННОГО МАСШТАБА
В абсолютных цифрах обещание неприятностей выглядит так. Больше всего природных ЧС прогнозируется на территории Южного и Дальневосточного федеральных округов — 50-70, а больше всего техногенных — в Центральном (150-170 ЧС) и Северо-Западном (140-150 ЧС).
В системе российского МЧС чрезвычайные ситуации по их опасности, масштабам и последствиям принято делить (по возрастающей) на локальные, местные, территориальные, региональные и федеральные.
Самыми заметными, как следует из этого деления, являются региональные и федеральные чрезвычайные ситуации. По прогнозам, «лидеры» по природным ЧС такого уровня останутся прежними — Южный и Дальневосточный округа. Что касается техногенных ЧС регионального и федерального уровней, то их с достаточно большой долей вероятности специалисты «Антистихии» предсказывают в Кемеровской и Тюменской областях (в первую очередь на добывающих предприятиях), а также в Ханты-Мансийском АО и Приморском крае (где «слабым звеном» традиционно является жилищно-коммунальная сфера).
Что это будут за катастрофы? Среди территориальных ЧС будут преобладать аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (48-50% от общего количества ЧС) и аварии на электроэнергетических системах (17-20%).
На примере коммунальной сферы заметнее всего, насколько значим пресловутый «человеческий фактор». По подсчетам специалистов МЧС, в сфере ЖКХ он становится причиной 55% аварий (в первую очередь речь идет о нарушениях правил эксплуатации и неподготовленности инфраструктуры к зиме), тогда как износ оборудования — всего 30% случаев. Классическим примером может служить Приморье, где основной причиной ежегодных проблем в ЖКХ являются не изношенные трубы, а неподготовленность системы к зиме — в частности, элементарная нехватка топлива для котельных, которую край испытывает уже сейчас.
Такая же картина наблюдается в подавляющем большинстве случаев ЧС практически во всех отраслях. Например, на железнодорожном транспорте человеческий фактор становится причиной 60-70% аварий и катастроф, а свыше 70% случаев авиационных происшествий — следствие недостатков в работе летного состава. По словам начальника центра «Антистихия» Владислава Белова, постоянный пик авиакатастроф в конце июля-августе — следствие того, что лучшие экипажи уходят в отпуска, а их место занимают менее опытные сменные пилоты.
ЭКОНОМИЯ НА СТРАХЕ
Когда мы слышим по радио прогноз погоды, обещающий нам затяжные дожди, и захватываем с собой зонт, мы вряд ли задумываемся над тем, что своими действиями экономим собственные деньги. Но если вдуматься, нетрудно понять: укрывшись под зонтом, мы избегаем простуды (следовательно, экономим на лекарствах), сохраняем свою одежду, а стараясь не промочить обувь, экономим на ремонте или покупке новой пары.
Подсчитать, какие деньги можно было бы сэкономить на предупреждении чрезвычайных ситуаций, не так трудно. В 1999 году, давая долгосрочный прогноз, специалисты-статистики предсказывали, что в ближайшие пять лет среднегодовой совокупный материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций в России с затратами на ликвидацию их последствий может достичь 100-125 млрд. рублей.
А вот данные МЧС по «чистому» материальному ущербу: в 2001 году — свыше 71,204 млрд. рублей (из них 37,759 млрд. рублей — ущерб от техногенных ЧС), в 2002 году- свыше 110 млрд. рублей. Ожидаемый ущерб за 2003 год — точная цифра пока не подсчитана — составит ненамного меньшую сумму. При этом на все научные работы, к которым относятся и мониторинг, и прогнозирование ЧС, из бюджета спасательного ведомства в 2003 году было выделено 96,1 млн. рублей, а в 2004-м — 103,3 млн.
Наилучшим примером соотношения средств, которые нужно было потратить на предупреждение чрезвычайной ситуации и нанесенного ею ущерба, могут служить наводнения. Ежегодно совокупный ущерб от этого бедствия в России составляет, по данным МЧС, порядка 100 млрд. рублей. Чтобы избежать этой беды, достаточно было бы тратить ежегодно 100-200 млн. рублей — на укрепление и ремонт гидротехнических сооружений и борьбу с ледовыми заторами.