Наша газета продолжает следить за ситуацией на одном из крупнейших предприятий омской оборонки — аэрокосмическом объединении «Полет». Она остается кризисной. В ходе нынешней избирательной кампании по выборам президента России власти и в центре и на местах изо всех сил пытаются представить обстановку в стране как вполне стабильную, вещают о росте экономики и уровня жизни. Между тем налицо совсем иные процессы — спад производства, сокращение рабочих мест, что сегодня и происходит на многих некогда ведущих предприятиях Омска.
Рассказывает рабочий сборочного цеха № 66, член профсоюзного комитета объединения «Полет» Борис Михайлович БУГАКОВ:
— Сначала о заработной плате. После того как мы отправили письма с десятками подписей в адрес прокурора области Казакова и руководителя государственной инспекции по труду Пастухова, администрация предприятия все же вынуждена была отреагировать на требования рабочих. Перед праздником 23 февраля цехам выдали зарплату за ноябрь, а вот работники отделов ее пока не получили. Что касается выплаты зарплаты за последующие месяцы — декабрь и январь, то об этом не ведут и речи.
Вместо этого на днях мы получили очередной «подарок» в виде приказа генерального директора объединения Дорофеева, подписанного 17 февраля. Начинается он так: «В связи с тяжелым финансово-экономическим положением, отсутствием полной загрузки объединения, недостатком средств для оплаты за топливно-энергетические ресурсы… приказываю: 1. Начиная с третьей недели февраля 2004 года последний день каждой рабочей недели считать нерабочим днем, с оплатой согласно ст. 157 ТК РФ в размере 2/3 средней заработной платы…»
Но тут надо заметить, что в том же Трудовом кодексе есть и статья 155, которая гласит, что из-за невыполнения работодателем своих обязанностей рабочие должны получать за объявляемый нерабочим день не две трети, а полную зарплату. Мы же не виноваты в том, что наши руководители не могут обеспечить завод заказами, а значит, и достойной зарплатой всех работающих. Напротив, они принимают решение, ущемляющее наши права. Вот после этого приказа и без того невысокая зарплата рабочих уменьшится в среднем за месяц рублей на 500-600.
При согласовании данного приказа на заседании профкома было принято решение: через месяц заслушать заместителя генерального директора Новикова об эффективности работы предприятия по 4-дневной рабочей неделе. А от генерального директора Дорофеева потребовали принять экстренные меры по выводу предприятия из финансового кризиса. Посмотрим, насколько принципиальной и последовательной будет позиция нашего профкома в отстаивании интересов рабочих.
Еще одна тревожная для полетовцев новость — готовящийся приказ администрации о сокращении в ближайшее время персонала примерно на 450 человек. Этот документ сейчас прорабатывается в цехах. И вот в нашем, например, цехе уже известно, что за ворота собираются выбросить опытного инженера, начальника смены контрольно-испытательной станции Александра Михайлова. И скорее всего, главной причиной тут его активная общественная деятельность по отстаиванию прав рабочих. Не сомневаюсь, что и в других цехах постараются освободиться прежде всего от неугодных руководству людей. И тем самым сделать более управляемыми оставшихся работников.
Словом, дела на нашем предприятии идут все хуже и хуже. Долги по зарплате, за энергоресурсы и прочее неуклонно растут. Однако, оказывается, на кое-какие цели деньги у дирекции находятся. Вот на днях со страниц одной из центральных газет мы узнали, что в начале февраля двое СОТРУДНИКОВ летно-испытательной станции «Полета» побывали в командировке аж… на Южном полюсе. А цель столь дальней поездки — обследовать состояние нашей «аннушки», отправленной два года назад в рискованный перелет на крайнюю южную точку Земли. «Эксперимент» обернулся тем, что омский Ан-3Т с красочной надписью на борту «При поддержке губернатора Л. К. Полежаева» не смог взлететь с полюса, так и застрял во льдах и снегах Антарктиды. Завод лишился опытного образца машины стоимостью не один десяток миллионов рублей. И никто — ни руководство объединения, ни горячо поддержавший инициативу «эпохального перелета» губернатор Полежаев — не понес за это ответственность. Однако Антарктида по международной конвенции объявлена экологически чистой зоной, и потому самолет оттуда придется-таки эвакуировать. Вот на разведку туда и отправили двух полетовских специалистов. Они, как написали в газете, осмотрели застрявшую машину, слили из нее топливо и масло, привезли с собой фотографии и некоторые пробы. И теперь наше руководство будет думать, где же достать средства для возвращения «аннушки» домой. Да и на чем вывозить, ведь в самолет, даже американский Си-130, она не войдет, придется использовать наземный транспорт…
А то, что для такой операции потребуются весьма солидные суммы, каждому ясно. Вот только эта командировка двух человек обошлась нашему предприятию в 400 тысяч рублей. Есть отчего удивляться и возмущаться рабочим, третий месяц не получающим зарплату. Ведь названной суммы хватило бы, чтобы закрыть месячный долг коллективам пары цехов завода. Но наши руководители лишь на словах «заботятся» о нуждах людей, и потому хотелось бы напомнить им, что у всякого терпения есть предел.