Фен Монтейн прибыл в Омск не случайно. Он собирает материал для будущей статьи «Россия. 10 лет спустя после перестройки» в национальный географический журнал США, где г-н Монтейн и работает.
Фен дотошно расспрашивал врачей и медсестер главной детской больницы области, что изменилось в их жизни за последнее десятилетие. И те откровенно называли ему плюсы и минусы экономических реформ в России.
К примеру, десять лет назад врачи не имели на вооружении такой мощной диагностической и следящей аппаратуры, таких современных компьютеров, которые пришли к ним с Запада после поднятия «железного занавеса». Но, с другой стороны, бюджетное финансирование отрасли все время сокращается, а сохранение в Конституции статьи 41, гарантирующей бесплатность медицинской помощи, не позволяет медикам компенсировать финансовый вакуум за счет больных. Да и жизненный уровень подавляющей части населения таков, что за дорогие виды медицинских услуг люди просто не в состоянии заплатить. Выживать медицинским учреждениям России в условиях постоянного дефицита медикаментов и средств на ремонт аппаратуры, перешагнувшей отведенный производителями срок эксплуатации, очень непросто.
Следующим городом в маршруте Фена Монтейна будет Красноярск (а до Омска он уже побывал в Ставропольском крае и Челябинске). В Красноярском крае американский писатель и журналист будет изучать состояние сибирских лесов. Все-таки они — легкие всей планеты.
Трудно судить, какие выводы сделает Фен Монтейн по поводу произошедших в России изменений. Но возможность написать для национального географического журнала США правдивый очерк на тему «Россия. 10 лет спустя после перестройки» у него есть. Как раз десять лет назад завершился пятилетний период пребывания Фена Монтейна, в СССР в качестве собкора американских газет.
Если очерк Фена выйдет в свет, то он продолжит традицию, родоначальником которой стал его земляк Джон Рид. Его роман о последствиях социалистической революции в России «Десять дней, которые потрясли мир» входил в свое время в число бестселлеров.
Десять лет реформ сотрясли Россию до основания. Потрясет ли западное общество Фен?