ТРИЛЛЕР РОДИТЕЛЬСКОГО ДНЯ

ТРИЛЛЕР РОДИТЕЛЬСКОГО ДНЯ

Придя в день поминовения на могилы своих родных, сотни омичей нашли их поруганными или ограбленными. Душеспасительные призывы ничего не решат. Необходимо вмешательство власти

Многолетнее прогрессирующее охамление нашего общества не могло не затронуть такого деликатного места, как кладбище. То, что творится на омских кладбищах в последние годы, достаточно трудно поддается описанию.

На выходе с Северо-Восточного кладбища я познакомилась с Анной Дмитриевной. Старушка долго копила деньги, чтобы поставить оградку на могилу мужа. Недавно оградку украли. Обращаться в администрацию кладбища Анна Дмитриевна считает бесполезным.

— А зачем? В лучшем случае предложат обратиться в милицию. Да разве дело только во мне? Это же не кладбище — это бомжатник и свалка. Повсюду настоящие горы мусора. Мусор сыплют прямо на могилы. Потом его поджигают, начинается настоящий пожар, горит краска на соседних памятниках. Я бы еще поняла, если бы мусорная куча на могилах возникла стихийно. Многим кладбищенским помойкам по пять-десять лет. Иными словами, администрация кладбища не может десятилетиями убрать помойку. Скажут, что денег не хватает. Я в это не верю. Им совести не хватает. Это же ужас что происходит. В прошлом году рядом с могилой валялся… кусок человеческого черепа. От бомжей нет прохода. Тут же пьют и тут же, извините, в туалет ходят. У меня же не оградку украли… Мне оскорбление нанесли. Этими свалками, бомжами, ворьем оскорблены тысячи людей…

Я прощаюсь с Анной Дмитриевной, которая в конце концов не смогла сдержать слезы.

Могила то ли крутого, то ли чиновника в самом центре Северо-Восточного кладбища. Аккуратненький отполированный мрамор, а рядом с ним — глиняная цветочница, разбитая вдребезги. Кому понадобился цветочный горшок? А вот — свежая могила, захоронение прошлого года. Чугунный витой крестик, задумчивое лицо военных лет на портрете, а все надгробие закидано остатками еды. Осталось после Пасхи: яичная скорлупа, куски блинов, куличей, бутылки и стаканы. На одном из памятников красуется надпись, которую оставили после себя варвары: «Степан of Юрий». А рядом — могила молодой женщины. Ушла из жизни в 34 года. Портрет обрамлен розами, сверху — позолоченный ангелочек. Чувствуется, что все это было сделано с любовью родными и близкими покойной. Так неужели то же самое произойдет и с этой могилой?

Некоторые люди на кладбище накануне родительского дня скорее напоминают разгулявшихся именинников, а не скорбящих. Какой-то мужчина с круглым одутловатым от спиртного лицом запихивает в рот ломоть колбасы.

— Ваня, давай опирайся на меня, — пытается поднять с земли охмелевшего супруга чуть подвыпившая светловолосая женщина.

— Да сам, сам.

Некоторые заядлые огородники заезжают сюда по весне для того, чтобы набрать себе в закрома свежей земли, которой здесь всегда в избытке. Идут кто с чем: кто с ведром, кто с полиэтиленовым пакетом… Маленькая девочка тащит за собой крошечную моську…

Рядом идет бойкая торговля. Начинается она у ворот кладбища и продолжается повсеместно. Торгуют цветами. Все вместе выглядит довольно живописно. Яркие пятна пурпурных цветов. Чем-то напоминает восточный базар. Кстати, технология изготовления цветочков сохранилась со времен первомайских демонстраций,

— Проблем в нашей работе не одна и не две, — замечает заведующая Северо-Восточным кладбищем Надежда Васильевна Домнина. — Воруют памятники и оградки из нержавейки. У нас есть рабочие, но они не в состоянии уследить за 110 гектарами земли, — продолжает она. — Мне кажется, что муниципальное кладбище должны охранять сотрудники милиции. Мусор вывозить некому. От города выделен всего один погрузчик. Дай бог, чтобы он в течение лета весь мусор успел увезти. Убирать могилы нам помогают только солдаты из 242-го учебного центра. Помощь больше ниоткуда не светит. А на Бога надеяться… Если Бог есть, почему мы так плохо живем?

Кстати, действительно, проблем на кладбище хоть отбавляй. Это видно даже сегодня. Кругом снуют бабули и дедули, просят милостыню, собирают пустую тару. Чем еще промышляют, неизвестно? Вот какую картину лично мне однажды утром пришлось наблюдать на кладбище. «Вы наших не видели?» — спросил юный бомжик. Потом я поняла, кого он имел в виду под словом «наши». «Наши» — это такие же попрошайки, которых накануне православных праздников привозят на кладбище культурно, на автобусе. И за каждым закрепляют определенный участок «работы». Здесь промышляют также сборщики бутылок и мальчишки, ворующие цветы. Последних, кстати, никто за воров в таких местах не считает. Подумаешь, цветы стащат ненароком!

В некоторых точках Северо-Восточного кладбища горят кучи мусора. Кстати, здесь же неподалеку дежурит оперативная группа МЧС. Когда им указали на дым, сотрудники МЧС просто развернулись и уехали в другую сторону. Таким образом, до черных угольев ежегодно выгорают целые уголки памятных мест. А чего стоит кладбищенский туалет… А тут еще созрела банальная ситуация. К субботнему дню обещали выделить несколько муниципальных автобусов. Льготы и проездные в них должны были быть действительными. Но в этот час к остановке подали только коммерческий транспорт. Наиболее экзальтированные пенсионерки сыпали нецензурной бранью.

Помойками и бомжатником омские кладбища слывут не первый год. Не первый год администрация кладбищ сетует на нехватку средств и людей. От надругательств над могилами не застрахованы не только простые люди. Стоит вспомнить лишь то, что случилось с могилами Ивана Лицкевича и Олега Чертова. Неужели новое руководство города будет смотреть на это сквозь пальцы?