В РОССИЮ ВЕРНУЛСЯ МАКОВСКИЙ

Многие россияне знают лишь одно из хрестоматийных произведений этого художника - картину "Дети, бегущие от грозы". Между тем его творчество, да и сама биография на редкость многогранны и вполне соответствуют определению "Россия, которую мы потеряли"

Теме потерянной и вновь обретенной Родины посвящена уникальная выставка «Возвращение в Россию Константина Маковского», открывшаяся в музее изобразительных искусств имени Врубеля.

Экспозиция, разместившаяся в небольшом зале, действительно уникальна, поскольку составлена из последних парижских находок известного омского краеведа Владимира Селюка. Его многолетние дружеские связи с потомками известных русских эмигрантов «первой волны» и позволили вернуть в Россию из Франции значительную часть архивных материалов семьи Маковских: живопись, книги, альбомы, документы, семейные фотографии, личные вещи, каталоги из библиотеки А. Бенуа…

Что и говорить — для историков культуры и знатоков классической русской живописи эти вещи просто бесценны. Есть на выставке и подлинник художника из фондов музея — известная картина «Боярыня у окна». В целом выставка рассказывает о том, как жил и работал у себя на родине Константин Маковский, и как жили в эмиграции его прямые потомки — дочь Ольга Маковская-Агабабова и внучка Марина Агабабова-Седрак (тоже, кстати, художница). По словам В. Селюка, внучка Маковского скончалась в 1999 году, и архив знаменитого живописца после долгих переговоров омскому краеведу передал в дар ее муж, профессор Сорбонны Морис Фламон.

В числе раритетов выставки — личные вещи и документы художника, а также грамота о присвоении ему ордена Почетного легиона и благодарственная грамота 1910 года за подписью матери Николая II Марии Романовой. Украшением зала стали также многочисленные репродукции картин и эскизов Маковского, известного как «певец боярской Руси». Особенно впечатляют зрителей великолепные портреты русских красавиц и эскизы к его монументальному историческому полотну «Минин на нижегородской площади», которое было куплено в 1899 году Николаем II за огромные по тем временам деньги и передано в дар музею Нижнего Новгорода.