— Честно говоря, мы уже не считаем себя монополистами. Я недавно была в Новосибирске на совещании директоров предприятий распространения печатной продукции. Так вот в Новосибирске помимо основного предприятия существует еще 750 торговых точек по распространению печатных изданий. Можно ли при этом считать «Роспечать» монополистом?
— А у нас в Омске?
— А у нас по-настоящему учетом этих торговых точек никто не занимается.
-?!
— Почему нас считают монополистом? Да потому, что у нас прозрачный учет — все, как на ладони. Каждая газета, поступающая в нашу сеть, обязательно учитывается, с каждого проданного экземпляра платится налог… А наши конкуренты? Нет, есть, конечно, цивилизованные частные распространители, у которых торговые точки ставятся на учет, которые платят налоги. Но кто у нас сегодня по-настоящему учитывает «ручников», «сумочников», бабушек у магазинов и на вокзале? А ведь через них сегодня проходят огромные тиражи.
— И эти бабушки могут составить реальную конкуренцию «Роспечати»?!
— Конечно, уже могут. Но это недобросовестная, неравноправная конкуренция. Ведь в отличии от нас «сумочники» налогов не платят. И даже обидно становится, ведь мы же не просто коммерческая организация, «Роспечать» — это связь между властью и народом, между журналистами и читателями, мы предоставляем людям широкий выбор источников информации. Вы, журналисты, пишите статьи, освещаете жизнь страны, региона, города, а наша задача — как можно скорее донести это до ваших читателей…
(Да, честно говоря, без распространителей газет наша журналистская работа, даже самая талантливая, просто теряет смысл).
-…Я по-прежнему убеждена, что главная наша задача — социальная. Ведь основные наши покупатели — это пассажиры общественного транспорта, студенты, пенсионеры, учащиеся, интеллигенция… Мы им несем информацию. Мало того, «Роспечать» сегодня участвует и в благоустройстве города. Ведь если наш киоск стоит на остановке — то это наша «подшефная» территория, на которой мы отвечаем за благоустройство и порядок, за своевременный ремонт, установку навеса, укладку асфальта, за озеленение прилегающей территории. То есть наши затраты несоразмерны с расходами нелегальных распространителей.
Но все равно «дикий рынок» постепенно отойдет в прошлое, и тогда у распространителей печати наступит время нормальной здоровой конкуренции: кто быстрее доставит, кто культурнее обслужит… Порой ко мне приходят наши киоскеры с жалобами: «Возле нашего киоска поставили торговую точку по продаже печатных изданий. Что делать?». Я им говорю: «Улыбайтесь. Делайте так, чтобы люди к вам тянулись…»
— Как ваша служба перенесла переход от плановой системы к рынку?
— Очень тяжело! Для примера: сегодня у нас в городе 134 киоска, а ведь когда-то . было 250! Мы ведь порой открывали киоски буквально по.» просьбам ветеранов, пенсионеров, инвалидов» войны… Тогда ведь денег не считали, и мы могли, например, установить по киоску на двух концах длинного многоквартирного дома… В рынок мы «впали» без финансов, без оборотных средств. 70% киосков было изношено. Это были фанерные киоски, которые к тому же, строились специально для «Союзпечати»…
— А в чем специфика?
— А в том, что в киосках «Союзпечати» людям не нужно было высматривать и выбирать газеты и журналы. У них просто не было этой «проблемы», поскольку… выбирать было не из чего. Помните, как за «Омской неделей» очередь занимали в 6 часов утра?
— Еще бы!
— В тех киосках просто не на что было смотреть, потому-то и окошки у них были маленькие — по ассортименту. А сегодня? Сегодня через наши киоски проходит журналов и газет 550-570 наименований! И поэтому мы должны были перейти на новые киоски-«аквариумы», в которых покупатели смогли бы все рассмотреть среди огромного ассортимента печатной продукции.
Мы все-таки, достойно вышли из тяжелейшего положения. Но все равно как бы уверенно мы себя не чувствовали, каждый новый день ставит новые задачи…
— В том числе и по взаимоотношениям с омской прессой?
— Безусловно. Ведь у нас уникальный город по Западной Сибири. В Омске издается более 80-ти газет. Для сравнения: в Новосибирске — чуть более 40.
— Но согласитесь, многие из азартно создаваемых новых изданий довольно скоро оказываются мертворожденными.
— Да, это так. Ио мы не отказываем никому, любой газете даем возможность проявить себя в нашей сети. Любому изданию даем для «разбега» срок — 3 месяца. Правда, после первого месяца реализации у многих таких газет оставалось до 90% непроданного тиража, так что нам в конце концов пришлось работать с ними по полной предоплате — независимо от конечного результата. Это логично: реклама сегодня стоит очень дорого, а мы, запуская новое издание в свою сеть, по сути занимаемся его рекламой, его «раскруткой» в 134 киосках…
Ну, а если после 3-х месяцев издание себя никак не проявило -значит, люди просто не занимаются рекламой своей газеты. С такими изданиями мы расстаемся. Скажу вам с полной откровенностью, что на сегодняшний день 20 изданий можно смело убирать из нашей продажи — город их исчезновения даже не заметит.
— А исчезновение киосков?
— Что вы — здесь реакция будет мгновенной. Это ведь только кажется, что наша система тихая и независимая. А вот, например, когда прошлой осенью в Чкаловском поселке сожгли наш киоск — сразу лавина звонков: «Пожалуйста, восстановите! Верните нам наш киоск!» Конечно, мы его восстановим. Надеюсь, что до конца года сможем установить в городе еще 10 новых киосков. Людям ведь очень нужны газеты.
— Даже когда их не на что покупать?
— Да, это грустная реальность. Пресса стала очень дорогой, и далеко не все сегодня могут позволить себе покупать то, что им требуется. Те пенсионеры, которые когда-то набирали у нас по 3-5 газет, сегодня просят продавцов продать какую-нибудь «газетку подешевле». И если завтра «Роспечать» станет хоть немножко богаче, мы сразу начнем продавать газеты гораздо дешевле.
И все равно у нас очень читающий город — мы в этом давно убедились.