В числе тех, кому предстоит бороться за самые главные награды Игр, и омичка Ирина Чащина. На прошлой неделе вместе со своим тренером Верой Ефремовной Штельбаумс она приезжала в Омск и по традиции пришла в гости в Газетный дом «Вечерний Омск», чтобы рассказать своим давним друзьям, журналистам «Четверга», «Вечерки» и «Спортивной газеты», о последних победах и подготовке к Олимпиаде.
Наверное, это справедливо: если в течение двух последних лет имя прославленной гимнастки чаще всего звучало в связи с надуманным допинговым скандалом и она находилась в вынужденной изоляции от серьезных соревнований, «возвращение» неминуемо должно было стать громким и убедительным. Так и случилось: в конце февраля Ирина выиграла 1 этап Кубка мира в Москве, затем на международном турнире Гран-при по художественной гимнастике во Франции стала победительницей в многоборье и завоевала в отдельных упражнениях две серебряные и две золотые медали.
— В Париже не только я — вся команда России выступила здорово, — рассказывает Ирина. — Все десять медалей завоевали россияне. Гимн России десять раз исполнялся! Все уже говорили: «Ну, сколько можно, хоть бы одну медаль отдали другой стране!..»
Но особенно волнующими были соревнования в Афинах: за несколько месяцев до Олимпиады именно там проходил предопимпийский турнир. И его Ирина выиграла с блеском, обойдя свою постоянную конкурентку Алину Кабаеву и украинскую гимнастку Анну Бессонову, завоевавшую бронзу.
— Ирина, как вам показался зал будущих Олимпийских игр?
— Зал просто гигантский, раза в четыре больше, чем в Сиднее. И мощные кондиционеры — ленту во время выступления буквально сносило в полете. В дни Олимпиады синоптики обещают в Греции плюс 47-49, кондиционеры будут работать на полную катушку, поэтому придется, видимо, вносить в программу некоторые коррективы…
— Не страшно везти на Олимпиаду абсолютно новую программу — у других членов нашей сборной, говорят, обновились только отдельные элементы?
— Конечно, это риск. Но мы привыкли, что к каждому сезону должна быть новая программа. А возвращаться к старому — это неинтересно.
— Правда ли, что на предолимпийском турнире судьи были в восторге от вашего выступления, говорили о том, что сложнее вашей программы не может быть?
— Ну да, говорили, — вступает в разговор тренер, — но это ничего не значит. Хотя существует такая практика, что еще до соревнований они, как мы говорим, «прицениваются» к спортсменам. Выступление гимнасток судят три бригады, они составляют свое мнение о каждой участнице по тем карточкам, которые мы им представляем, по записям программы. Нам это, конечно, не очень нравится, но существующая практика именно такая…
— Вера Ефремовна, учитывая пресловутый допинговый скандал, вы как-то страхуетесь от повторения таких неприятностей в будущем?
— Вообще-то сегодня никто из спортсменов не может быть застрахован от того, что даже в воду могут что-то подсыпать. Поэтому команды стараются пользоваться своими продуктами, ту же воду привозить с собой. Что же до запрещенных препаратов… Нам в гимнастике допинг вообще ни к чему! Мы же не лыжники или там велосипедисты, которым важно выдерживать тяжелые нагрузки. Гимнастки находятся на площадке полторы минуты — то есть работают на одном вдохе и выдохе. Полторы минуты можно вообще не дышать! Зачем нам тот же фуросемид? С одной стороны, он, как известно, выводит воду, но с другой — очень вреден: организм обезвоживается, может нарушаться координация.. Нам это абсолютно ни к чему. Так что пользуемся разве что витаминами…
— Ирина, а как вы находите музыку?
— Когда волосы встают дыбом, значит — моё. Мурашки бегут — эту музыку берем.
— Ваша подруга по команде и главная соперница Алина Кабаева часто «светится» на различных тусовках, участвует в телепередачах. В этом смысле вы как бы в тени…
— У меня сейчас совсем другая цель. И тратить свои силы на тусовки… Нет, бывать на них нужно, но… в общем, в меру. Когда все закончится, можно будет и об этом подумать.
— Сегодня Ира тренируется по 7-10 часов каждый день, — добавляет тренер, — какие уж тут тусовки?..
— Приходилось ли вам читать про себя, мягко говоря, нелепицы?
— Иногда интервью дашь, потом читаешь — все слова переврали! Или, например, в одной газете нас поженили с Димой Сычевым Что интересно, мы действительно учились в одной школе, но никогда с ним не виделись и вообще не знакомы.
-А как поклонники — не донимают?
— Поклонники в основном пишут письма и стихи. Например, из Краснодара один парень постоянно посылает. А недавно появился новый поклонник — он умудрился опубликовать посвященные мне стихи… в газете «Мировой футбол». Решил, что там я их прочитаю вернее всего! Пишут мне и на сайт, но отвечать, к сожалению, нет возможности. Некогда!
Время, отпущенное на нашу встречу, тоже стремительно подходило к концу, поэтому в финале разговора пришлось перейти на блиц
-Любимое блюдо гимнастки Ирины Чащиной?
— Бабушкины пельмени.
— Любимая диета?
-Легкая, фруктовая
— Любимый зритель?
— Конечно, омский. Если же говорить о других странах, лучше всего болеют в Испании и Японии.
— Самые любимые и нелюбимые предметы? (Ирина — студентка III курса омского физкультурного университета.)
— Нравится анатомия. Труднее всего даются химия, математика — в общем, те предметы, где нужно решать.
— Где хранятся кубки и медали?
— Медали бабушка на стенку развешивает — одной стенки пока хватало…
— Ближайшие планы?
— Кубок мира в Баку. Потом едем в Минск. В начале июня чемпионат Европы, потом Израиль. В июле начинается подготовка к Олимпиаде, 3 августа уезжаем в Афины.
— Как насчет того, чтоб познакомиться наконец с Дмитрием Сычевым? Могли бы устроить встречу у нас в Газетном доме…
— Согласна. Но — после Афин!..