— Торгово-промышленная палата — организация некоммерческая, действующая в рамках, оговоренных государством, но вполне самостоятельная. Как строит она свои взаимоотношения с властью?
— Цивилизованно строит: ведет с властью диалог и лоббирует интересы бизнеса. Для того и создан консультативный совет при губернаторе, где мы находим полное взаимопонимание. На областном уровне у нас сложились крепкие деловые отношения с внешнеэкономическим комитетом, которым руководит Виктор Степанович Баженов. Мы убеждены, например, что в Омске пора иметь постоянно действующий выставочный центр экспортного потенциала. Приезжает делегация — мы ее возим по предприятиям, но за два дня немного успеешь показать, а так бы мы пошли в этот центр, где были бы образцы омской продукции со всеми техническими характеристиками. Как говорится, вот вам, гости, наш экспортный потенциал.
-Центра нет, потому что нет денег на его строительство ?
— Не все упирается в деньги, просто надо сделать первый шаг. Не надо замахиваться на что-то очень уж громоздкое и дорогое. Пусть это будут 600-800 квадратных метров площади, пусть не все сразу товары будут представлены, но хотя бы те, которые определяют политику области и города.
— Татьяна Александровна, скажите откровенно: вам, энергичному человеку, Омская область не надоела? Мягко сказать, глубинка…
— Откровенно скажу: не надоела. У нас сильный интеллектуальный потенциал, который пошел, между прочим, от ссыльных. Среди них немало было наиумнейших людей. Сибирь — это величайший потенциал для России. Другое дело, что московские говоруны нас загнали в угол. Они по-прежнему считают, что обязаны строить для нас политику, полагая, что в столице сосредоточены все интеллектуальные ресурсы. Регионам, и нам в том числе, надо почаще заявлять о себе, работать самостоятельно, а не ждать от федерального центра каких-то там заказов. Иной раз посмотришь, какую только ерунду завозим из-за рубежа! Импортными тазиками, ведрами магазины заполнены. Неужели наши не могут все это делать? Понятное дело, этим не оборонке надо заниматься, но для малого бизнеса — в самый раз.
— На пути малого бизнеса стоят административные барьеры, о которых теперь говорят на каждом углу. Кстати, почему вдруг все о них заговорили?
— В России эти барьеры испокон веков были, а заговорили потому, что Россию не принимают во Всемирную торговую организацию, ВТО. Она-то нам и постановила снижать «барьеры». На недавней конференции по малому бизнесу Михаил Касьянов пообещал, что уже в июне бизнес почувствует послабление. Посмотрим. Сегодня ведь как? На уровне области пятьдесят (вдумайтесь, пятьдесят!) контролирующих организаций от различных сфер проверяют бизнес, и нет между ними координации. Взять, к примеру, пожарных и вневедомственную охрану. Пожарные говорят: решетки на окнах в помещении на первом этаже должны открываться наружу, чтобы доступ нам был. Потом приходит охрана и заявляет: вы решетки делайте сплошные, чтобы вор не проник. В Союзе предпринимателей мы за круглым столом собирались, пожарных убедили. Они нам пообещали решить проблему, но напомнили, что они люди подневольные — у них инструкция.
— У вас есть рецепт, как этой координации добиться?
— Надо на всех уровнях власти отсечь недобросовестных проверяющих, все инструкции привести в соответствие, а всем контролирующим структурам договориться об общих принципах отношения к бизнесу. Мы со своей стороны просим губернатора пригласить представителей федеральных структур в уже работающий консультативный совет или создать комиссию, которая бы их объединила.
— Вы замахиваетесь на кормушки столичных бюрократов…
— В любом случае из Москвы 89 субъектов не проконтролируешь. Я думаю, что больше надо дать власти губернаторам, толково поделив полномочия с центром. Губернатору виднее, какие вопросы как решать, а сегодня все из Москвы регламентируется, будто в Сибири одни роботы. Госструктуры сами занимаются бизнесом. Взять, к примеру, таможенный комитет: создал везде дочерние предприятия «Ростек» и всех загоняет через них декларироваться. Госстандарт сам пишет правила игры по сертификации и сам же по ним играет, на этот рынок практически никого не допуская. Так и получается, что само государство занимается бизнесом. Сегодня в России — пятьдесят министерств, а у нас же все частное. Зачем нам пятьдесят министерств? Значит, часть чиновников занимается бизнесом под видом сертифицирования и тому подобного. За границей все эти дела отданы бизнесу и контролируются лицензиями.
— А наши местные барьеры? На государство кивать безопаснее, чем на ближнюю впасть.
— В регионе тоже без барьеров не обходится. К примеру, бизнесу невыгодно арендовать помещения только на год, как принято у нас в области. Мы обратились к губернатору с письмом, где просим установить долгосрочную аренду на пять и более лет. В Москве, кстати, на 49 лет ее оформляют, там есть смысл вкладывать деньги в ремонт и обустройство. Если власти хотят, чтобы бизнес нормально налоги платил, то с ним надо вести себя цивилизованно. У нас те же договоры об аренде заключаются по принципу: я начальник — ты дурак. Чиновник поступает просто: не хочешь заключать договор на моих условиях — свободен, причем, чем меньше должность, тем больше клерк над тобой куражится. А между тем сегодня предприниматель грамотнее многих чиновников. Вот и получается: приходит бизнесмен к столоначальнику, видит, что тот не может сориентироваться в проблеме, и уходит, ставя крест на важном деле.
— К слову сказать, а как становятся председателем Торгово-промышленной палаты?
— Это выборная должность сроком на пять лет, а до того я участвовала в создании палаты на базе бюро товарной экспертизы. Была такая структура которая занималась контролем качества товаров. Вот там я была начальником, а еще раньше работала простым экспертом. По образованию я товаровед, окончила торговый институт. Товарная экспертиза — мое любимое направление. Я и сейчас его не забываю все новшества сертификации, стандартизации отслеживаю. Знаете, мне муж в шутку говорит: «Как ты мне надоела со своей учебой». И я думаю, может быть, действительно «остановиться на достигнутом», а потом говорю себе: «Ну уж нет». И сотрудников своих настраиваю: учитесь всю жизнь. К примеру, приходит ко мне специалист и говорит: «У меня высшее образование», — «В каком году институт окончили?» — «В 1975-м». — «Да вы что, все же устаревает страшно, и вы больше не учились?!» «А зачем, — говорит. — У меня же высшее образование». Вот и весь ответ.
— В прошлом году вы учились в Индии. Что там для себя почерпнули?
— Да, в Нью-Дели училась около трех месяцев по специальности «Развитие предпринимательства в малом бизнесе». Многое узнала о малом бизнесе, хотя по заграницам долго ездить не люблю. Здесь у себя дел много, так что посмотрел мир — и работать надо. Кстати, у Индии нам есть что перенять. Цивилизации там ноль в шаге от больших городов, так что есть и такой бизнес: стоит бедняга с гусем в руках и допотопными весами. Я спрашиваю потом в министерстве: «А как же службы проверки и контроля?» Мне отвечают: «Это малый бизнес — его трогать нельзя. Он кормит семьи, рабочие места создает. Вот когда развернется, мы с него налоги спросим, претензии начнем предъявлять, сертификат спрашивать, а пока малый — трогать не будем». Конечно, на просвещенный взгляд это, может быть, и неправильно, но все же политика грамотная.